Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Повышение надежности тяговых электродвигателей тепловозов с учетом теплофизических параметров изоляции и проводников обмотки якоря

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-213-220

Аннотация

Введение. Вопрос обеспечения работоспособного состояния тягового электродвигателя постоянного тока является актуальным ввиду его масштабного применения на тепловозах, в том числе и современных мощных, работающих на линиях с повышенными массами поездов. В настоящее время в локомотивном хозяйстве сложилось довольно сложное положение из-за выхода из строя тяговых электродвигателей тепловозов по причинам снижения сопротивления изоляций обмоток якорей электродвигателей и последующих их пробоев: до 28 % от общего числа отказов электродвигателей приходится на пробой корпусной изоляции и межвиткового замыкания якоря и 13 % — на случаи понижения сопротивления изоляционного материала.

Материалы и методы. В работе рассмотрены основные направления научных изысканий по исследованию причин нарушения целостности изоляции, которые приводят к внеплановым ремонтам тяговых электродвигателей. Теоретическое обоснование первопричин разрушения изоляции основывается на значимости учета коэффициентов теплового линейного расширения меди и изолирующих ее материалов. С целью исследования термодинамических процессов в обмотке тягового электродвигателя разработана расчетная конечно-элементная модель витка обмотки, уложенного в паз сердечника якоря. Модель обмотки представлена отдельно проводником и изоляцией, между которыми заданы условия контакта. Проводнику расчетной модели от протекания тока сообщен нагрев до 120 °С. Математический аппарат, заложенный в расчетную программу MSC. Patran — Nastran, позволил оценить деформацию проводника относительно изоляции в результате линейного приращения из-за теплового расширения.

Результаты. С помощью метода математического моделирования и на основании результатов конечноэлементного анализа наглядно показано подтверждение теоретического обоснования. Различие удлинений при нагревании проводника якоря электродвигателя и изоляции, полученное методом математического моделирования, составляет 0,6 мм и является значительным для обмотки (состоящей из проводника и изоляции), которую принято рассматривать единым целым телом.

Обсуждение и заключение. Полученный результат показывает необходимость более детальных исследований для подбора технологии исполнения изоляции тягового электродвигателя постоянного тока. Применение изоляционных материалов обмотки якоря с коэффициентами теплового линейного расширения, равными коэффициенту теплового расширения меди проводников обмотки, позволит повысить надежность тяговых электродвигателей тепловозов в эксплуатации.

Об авторах

В. И. Киселев
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ))
Россия

Валентин Иванович КИСЕЛЕВ, профессор, кафедра «Электропоезда и локомотивы»

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9



Т. О. Вахромеева
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ))
Россия

Татьяна Олеговна ВАХРОМЕЕВА, доцент, кафедра «Электропоезда и локомотивы»

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9



А. И. Федянин
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ))
Россия

Алексей Игоревич ФЕДЯНИН, аспирант, кафедра «Электропоезда и локомотивы»

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9



Список литературы

1. Influence of Process Parameters on Dynamics of Traction Motor Armature / S. Shantarenko [et al.] // Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 54. P. 961–971.

2. Механическая часть тягового привода: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / И. В. Бирюков [и др.]. М.: Транспорт, 1992. 440 с.

3. Федянин А. И. Актуальные проблемы надежности тяговых электродвигателей локомотивов в эксплуатации // Локомотивы. Электрический транспорт – XXI век: материалы VII Междунар. науч.-техн. конф. (Санкт-Петербург, 10–12 ноября 2020 г.) / Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I. СПб.: ПГУПС, 2020. С. 19.

4. Шкодун П. К., Галеев А. Д. Анализ современных методов диагностирования повреждений изоляции тяговых электродвигателей подвижного состава // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы XI науч. конф., посвящ. Дню российской науки / Омский государственный университет путей сообщения. Омск: ОмГУПС, 2017. С. 96–101.

5. Санников А. С., Чубарев В. Е., Колмаков В. О. Статистика и виды отказов тяговых электродвигателей электровозов // Journal of Advanced Research in Technical Science. 2019. Issue 17. P. 74–76. https://doi.org/10.26160/2474-5901-2019-17-74-76.

6. Буйносов А. П., Худояров Д. Л., Тюшев И. А. Разработка алгоритма диагностики тяговых электродвигателей электровозов 2ЭС6 СИНАРА // Транспорт Урала. 2021. Т. 71, № 4. С. 74–79.

7. Диагностирование тяговых электродвигателей по неравномерности вращения якоря / Б. Е. Боднарь [и др.] // Наука та прогрес транспорту. 2013. Т. 45, № 3. С. 13–21.

8. Похор Д. И. Результаты эксплуатационных испытаний опытной системы изоляции класса «Н» тяговых двигателей тепловозов и ее контроль средствами мобильной диагностики // Бюллетень результатов научных исследований. 2021. № 4. С. 35–46.

9. ГОСТ 2582–2013. Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия: межгос. стандарт: введен в действие в качестве нац. стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1969-ст: дата введения 2015-01-01. М.: Стандартинформ, 2014. 66 с.

10. Данковцев В. Т., Киселев В. И., Четвергов В. А. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. М.: Маршрут, 2007. 326 с.

11. Грищенко М. А. Анализ теплового состояния обмотки якоря тягового электродвигателя // Транспорт Урала. 2009. Т. 20, № 1. C. 73–76.

12. Грищенко М. А. Математическое моделирование процесса теплопередачи в якоре тягового электродвигателя тепловоза // Известия Петербургского университета путей сообщения (Известия ПГУПС). 2010. Т. 22, № 1. C. 33–44.

13. Киселев В. И., Файзибаев Ш. С., Федянин А. И. Надежность тяговых электродвигателей локомотивов // Железнодорожный транспорт. 2020. № 10. С. 48–49.

14. Киселев В. И. Повышение надежности тяговых электродвигателей локомотивов // Железнодорожный транспорт. 2017. № 6. С. 66–67.

15. Новикова С. И. Тепловое расширение твердых тел. М.: Наука, 1974. 294 с.

16. Henao H., Kia S. H., Capolino G.-A. Torsional-Vibration Assessment and Gear-Fault Diagnosis in Railway Traction System // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2011. Vol. 58, no. 5. P. 1707–1717.

17. Грищенко М. А. Повышение остаточного ресурса якорей тяговых электродвигателей за счет ограничения максимальной температуры обмоток: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07. СПб., 2010. 156 с.

18. MSC. Nastran 2004. Reference Manual / MSC Software Corporation. [S. l.], 2004. 990 р.


Рецензия

Для цитирования:


Киселев В.И., Вахромеева Т.О., Федянин А.И. Повышение надежности тяговых электродвигателей тепловозов с учетом теплофизических параметров изоляции и проводников обмотки якоря. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(3):213-220. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-213-220

For citation:


Kiselev V.I., Vakhromeeva T.O., Fedyanin A.I. Increasing reliability of traction electric motors of diesel locomotives taking into account thermophysical parameters of insulation and armature winding conductors. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(3):213-220. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-213-220

Просмотров: 806


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)