Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Особенности оценки состояния и поведения низководных мостов

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-6-334-342

Полный текст:

Аннотация

Описаны особенности эксплуатации и мониторинга низководных мостов, которые встречаются на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения. Детально рассмотрены колебания пролетного строения моста с учетом его взаимодействия с другими элементами конструкции и окружающей среды. В качестве характеристики, изменение которой учитывает изменение состояния мостового сооружения, предлагается использовать частоту собственных колебаний. Для моделирования динамических воздействий со стороны транспорта и динамического поведения отдельных элементов и всего сооружения в целом предполагается использовать вязкоупругие элементы типа Кельвина—Фойгта. При решении задачи реализован подход, позволяющий учесть анизотропные свойства пролетного строения, связанные с различным армированием вдоль и поперек проезжей части моста, и представить расчетную схему пролета не в виде балки, опертой по краям с помощью шарниров или вязкоупругих демпферов, а в виде пластины, которая может иметь различные условия закрепления по всему контуру. Использование предлагаемой модели и подхода позволит получать необходимые данные о состоянии низководных мостов, для которых зачастую отсутствует возможность визуального осмотра или инструментального обследования с нижней стороны несущей части пролетного строения. По значениям частоты собственных колебаний можно оценивать уровень воды над меженью и прогнозировать паводковые ситуации, во время которых проезжая часть низководного моста может быть подтоплена.

Об авторах

А. А. Локтев
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)
Россия

Локтев Алексей Алексеевич, д-р физ.-мат. наук, заведующий кафедрой «Транспортное строительство»

Москва, 127055



В. В. Королев
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)
Россия

Королев Вадим Вадимович, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортное строительство»

Москва, 127055



И. В. Шишкина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)
Россия

Шишкина Ирина Викторовна, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортное строительство»

Москва, 127055



Список литературы

1. Hess J. Rail expansion joints — the underestimated track work material // Track-Bridge Interaction on High-Speed Railways. London, UK: Taylor&Francis Group, 2009. P. 149–164.

2. Технические условия для конструкций пути на подходах к искусственным сооружениям: утв. Департаментом пути и сооружений МПС 16 декабря 2003 г. М.: Транспорт, 2004. 24 с.

3. Специальные технические условия. Верхнее строение пути участка Москва—Казань—Екатеринбург высокоскоростной железнодорожной магистрали. Технические нормы и требования к проектированию и строительству. СПб.: [б. и.], 2014. 32 с.

4. Иванченко И.И. Динамика транспортных сооружений: высокоскоростные подвижные, сейсмические и ударные нагрузки. М.: Наука, 2011. 574 с.

5. Matsumoto N., Asanuma K. Some experiences on trackbridge interaction in Japan // Track-Bridge Interaction on High-Speed Railways. London, UK: Taylor&Francis Group, 2009. P. 80–97.

6. Fryba L. Dynamic of railway bridges. Praha: Academia, 1996. 330 p.

7. Polyakov V. Interaction Optimization in Multibody Dynamic System // International Journal of Theoretical and Applied Mechanics. 2017. Vol. 2. P. 43–51.

8. Барченков А.Г. Динамический расчет автодорожных мостов. М.: Транспорт, 1976. 200 с. 9. Филиппов И.Г., Егорычев О.А. Нестационарные колебания и дифракция волн в акустических и упругих средах. М.: Машиностроение, 1977. 302 с.

9. Коган А.Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. М.: Транспорт, 1997. 325 с.

10. Chen Y.H., L i C.Y. Dynamic response of elevated high-speed railway // Journal of Bridge Engineering / ASCE. 2000. Vol. 5. No. 2. P. 124–130.

11. Мосты и трубы: свод правил: СП 35.13330.2010. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03–84*. М.: ОАО «ЦПП», 2011. 341 с.

12. Kawatani M., Ki m C. Computer simulation for dynamic wheel loads of heavy vehicles // Structural Engineering&Mechanics. 2001. Vol. 12. No. 4. P. 409–428.

13. Pan T.C., Li J. Dynamic vehicle element method for transient response of coupled vehicle-structure systems // Journal of Structural Engineering / ASCE. 2002. Vol. 128. No. 2. P. 214–223.

14. Kou J.W., De Wolf J.T. Vibrational behavior of continuous span highway bridge — Infuencing variables // Journal of Structural Engineering / ASCE. 1997. Vol. 123. No. 3. P. 333–344.

15. Метод защиты сооружений от вибраций и сейсмических воздействий / Е.Н. Курбацкий [и др.] // Строительство и реконструкция. 2018. № 4. С. 55–67.

16. Kurihara M., Shimogo T. Vibration of an elastic beam subjected to discrete moving loads // Journal of Mechanical Design / ASME. 1978. Vol. 100. No. 7. P. 514–519.

17. Loktev A.A. Non-elastic models of interaction of an impactor and an Ufyand-Mindlin plate // International Journal of Engineering Science. 2012. Vol. 50. No. 1. P. 46–55.

18. Loktev A.A. Dynamic contact of a spherical indenter and a prestressed orthotropic Ufyand-Mindlin plate // Acta Mechanica. 2011. Vol. 222. No. 1–2. P. 17–25.

19. New lining with cushion for energy efcient railway turnouts / B. Glusberg [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 982. P. 556–570.

20. Modeling the dynamic behavior of the upper structure of the railway track / A.A. Loktev [et al.] // Procedia Engineering. 2017. Vol. 189. P. 133–137.

21. Перспективные конструкции мостовых переходов на транспортных магистралях / А.А. Локтев [и др.] // Вестник научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2018. Т. 77. № 6. С. 331–336. DOI: https:// dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-6-331-336.

22. Влияние высокочастотного нагружения на структуру малоуглеродистой стали / Е.А. Гридасова [и др.] // Наука и техника транспорта. 2017. № 2. С. 82–91.

23. Локтев А.А., Локтев Д.А. Решение задачи ударного взаимодействия твердого тела и сферической оболочки лучевым методом // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Физика. Математика. 2007. № 2. С. 128–135.

24. Energy efciency of temperature distribution in electromagnetic welding of rolling stock parts / A. Lyudagovsky [et al.] // E3S Web of Conferences. 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE-2018. [S. l.], 2019. P. 01017.

25. Perspective constructions of bridge crossings on transport lines / A. Loktev [et al.] // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1116 AISC. P. 209–218.


Рецензия

Для цитирования:


Локтев А.А., Королев В.В., Шишкина И.В. Особенности оценки состояния и поведения низководных мостов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021;80(6):334-342. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-6-334-342

For citation:


Loktev A.A., Korolev V.V., Shishkina I.V. Features of assessing the condition and behavior of low-water bridges. Russian Railway Science. 2021;80(6):334-342. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-6-334-342

Просмотров: 659


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)