Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Повышение работоспособности системы тягового электроснабжения Дальневосточной железной дороги

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-248-257

Аннотация

Введение. Цель исследования — разработка мероприятий, определенных стратегическими программами развития железнодорожного транспорта России на основе анализа схем питания тяговой сети Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Материалы и методы. Оценка работоспособности системы тягового электроснабжения получена на основе анализа реальных показателей функционирования участка Дальневосточной железной дороги, положений теорий электротехники и электроснабжения системы электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ.

Результаты. На основе анализа совместной работы систем внешнего и тягового электроснабжения Дальневосточной железной дороги были определены четыре тяговые подстанции с низкими технико-экономическими показателями. Участки сети, которые питают подстанции, являются узким местом в системе тягового электроснабжения. Повышение работоспособности предложено выполнить переходом присоединения обмоток трансформаторов тяговых подстанций к системам внешнего и тягового электроснабжения по типовой схеме «звезда — треугольник». Такое присоединение обеспечит повышение скорости движения поездов, снижение интервалов попутного следования поездов и потерь электрической энергии, повышение качества электрической энергии в системе внешнего электроснабжения и электрических сетях Дальневосточной дирекции по энергообеспечению (структурное подразделение Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД»).

Обсуждение и заключение. Нормализация подключения четырех тяговых подстанций по схеме «подпитывающих» обеспечивается изменением фазировки таким образом, что питание двух плеч одной обмотки силового трансформатора переводится на две обмотки. Выравнивание модулей токов в обмотках трансформаторов тяговых подстанций позволяет снизить падение напряжения в наиболее нагруженной фазе и, соответственно, повысить напряжение в тяговой сети, что обеспечивает повышение скорости движения поездов и снижение интервалов попутного следования. Перевод питания плеч с одной обмотки трансформатора на две снижает потери электрической энергии в силовых трансформаторах и системе внешнего электроснабжения. Снижение несимметрии токов в обмотках силового трансформатора повышает качество электрической энергии в системе внешнего и районного электроснабжения. Повышение срока службы силового трансформатора обеспечивается снижением интенсивности термического износа изоляции наиболее нагруженной обмотки.

Об авторах

Н. П. Григорьев
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)
Россия

Николай Потапович ГРИГОРЬЕВ, канд. техн. наук, доцент, профессор, кафедра «Системы электроснабжения»

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 47



И. В. Игнатенко
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)
Россия

Иван Владимирович ИГНАТЕНКО, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Системы электроснабжения»

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 47



С. А. Власенко
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)
Россия

Сергей Анатольевич ВЛАСЕНКО, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Системы электроснабжения»

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 47



В. А. Ковалев
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)
Россия

Владимир Александрович КОВАЛЕВ, аспирант, кафедра «Системы электроснабжения»

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 47

 



В. В. Шаталов
Трансэлектропроект
Россия

Владимир Васильевич ШАТАЛОВ, заместитель главного инженера

107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3, стр. 2



Список литературы

1. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р. URL: http://static.government.ru/media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

2. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года (Белая книга) [Электронный ресурс] / ОАО «РЖД». М., 2015. 68 с. URL: http://www.rzd-expo.ru/innovation/sait_WB.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

3. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

4. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2011 г. № 2718р. URL: http://www.rzd-expo.ru/doc/Energ_Strateg_new.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

5. Vlasevsky S. V., Grigoriev N. P., Trofimovich P. N. Opposing Regulation of Performance Factors in an Alternating-Current Traction Power-Supply System // Russian Electrical Engineering. 2019. Vol. 90, no. 7. P. 522–525.

6. Тяговое электроснабжение железной дороги: свод правил: СП 224.1326000.2014: дата введения 2014-12-01 / Министерство транспорта Российской Федерации, ОАО «ВНИИЖТ». М.: Изд-во ВНИИЖТ, 2014. 86 с.

7. Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог: учеб. для вузов ж.-д. транспорта. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1982. 528 с.

8. Веников В. А. Электрические системы. Математические задачи электроэнергетики: учеб. для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1981. 288 с.

9. Повышение эффективности сопряжения систем тягового и внешнего электроснабжения / В. Т. Черемисин [и др.] // Наука и транспорт. 2006. № 5. С. 18–21.

10. Повышение срока службы силовых трансформаторов в системе обеспечения движения поездов / Н. П. Григорьев [и др.] // Электротехнические системы и комплексы. 2020. № 4 (49). С. 26–29. https://doi.org/10.18503/2311-8318-2020-4(49)-26-29.

11. Повышение эффективности работы тяговой подстанции переменного тока / Н. П. Григорьев [и др.] // Электроника и электрооборудование транспорта. 2020. № 5. С. 13–16.

12. Тамазов А. И. Несимметрия токов и напряжений, вызываемая однофазными тяговыми нагрузками. М.: Транспорт, 1965. 235 с.

13. Повышение эффективности работы систем внешнего и тягового электроснабжения / Н. П. Григорьев [и др.] // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2021. Т. 64, № 4–5. С. 72–78.

14. Железко Ю. С. Потери электроэнергии. Реактивная мощность. Качество электроэнергии: руководство для практических расчетов. М.: ЭНАС, 2009. 456 с.

15. ГОСТ 32144–2013. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения: межгос. стандарт: введен в действие в качестве нац. стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. № 400-ст: дата введения 2014-07-01. М.: Стандартинформ, 2014. 18 с.


Рецензия

Для цитирования:


Григорьев Н.П., Игнатенко И.В., Власенко С.А., Ковалев В.А., Шаталов В.В. Повышение работоспособности системы тягового электроснабжения Дальневосточной железной дороги. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(3):248-257. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-248-257

For citation:


Grigor’ev N.P., Ignatenko I.V., Vlasenko S.A., Kovalev V.A., Shatalov V.V. Increasing the performance of the Far Eastern Railway traction power supply system. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(3):248-257. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-248-257

Просмотров: 483


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)