Некоторые вопросы практического использования бортовых систем учета топлива тепловозов
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-4-370-382
Аннотация
Введение. Бортовые системы учета топлива тепловозов разных производителей отличаются как составом используемых датчиков, так и различным программным обеспечением для обработки данных регистрации. Это свидетельствует о том, что поиск путей повышения эффективности использования указанных систем в эксплуатации не завершен и является актуальной задачей.
Материалы и методы. В статье рассмотрены особенности определения расхода топлива по данным бортовых систем учета топлива тепловозов, связанные с различными способами определения моментов фиксации количества топлива в баке. Исследована возможность оценки влияния количества переключений позиций контроллера машиниста на показатели абсолютного и удельного расхода топлива.
Результаты. При отсутствии в составе бортовой системы датчика пути и скорости предлагается определять моменты фиксации количества топлива на основе анализа изменения сигналов датчиков уровня топлива по времени. Показан пример практической реализации данного решения. Также приведены результаты обработки данных бортовых систем, показывающие, что влияние наблюдаемого в рядовой эксплуатации маневровых тепловозов разброса количества переключений позиций контроллера на расход топлива сопоставимо с погрешностью определения этой величины по данным бортовых систем. Реализация в специализированном программном обеспечении, предназначенном для обработки данных бортовых систем, алгоритмов, позволяющих идентифицировать указанное влияние, актуальна только для случаев экстремальной (на порядок) разницы количеств переключений позиций контроллера в рабочих сменах.
Обсуждение и заключение. Эффективность практического использования информации от бортовых систем учета расходуемого тепловозом топлива во многом определяется качеством специализированного программного обеспечения. При разработке и совершенствовании программного обеспечения рекомендуется использовать рассмотренные в статье подходы.
Об авторе
К. М. ПоповРоссия
Кирилл Михайлович ПОПОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, НЦ «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
Список литературы
1. Чикиркин О. В. Совершенствовать систему учета топливно- энергетических ресурсов // Локомотив. 2018. № 8. С. 2–5.
2. Головаш А. Н., Бочаров В. М. Бортовые комплексы для локомотивов // Железнодорожный транспорт. 2004. № 10. С. 76–77.
3. Современные информационные технологии для тепловозов / А. В. Грищенко [и др.] // Локомотив. 2007. № 4. С. 18–24.
4. Головаш А. Н., Бочаров В. М., Ку знецов С. М. Эффективность использования бортовых систем учета топлива на локомотивах // Локомотив. 2008. № 11. С. 21–22.
5. Му гиншт ейн Л. А., Молчанов А. И., Попов К. М. Совершенствование системы учета и контроля расхода топлива маневровых тепловозов // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2010. № 1. С. 8–18.
6. Игин В. Н., За хва тов А. В., Карянин В. И. Автоматизация контроля расхода топлива // Локомотив. 2015. № 2. С. 13–17.
7. Технические требования к системам регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива [Электронный ресурс]: утв. старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В. А. Гапановичем 7 марта 2014 г. № 125. Доступ из АСПИЖТ.
8. Оценка точности измерения количества топлива в баке тепловоза гидростатическим измерителем / В. В. Грачёв [и др.] // Вестник Научно- исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2008. № 5. С. 29–32.
9. На уменко С. Н., Годнев А. Г. О достоверности учета дизельного топлива при экипировке локомотивов // Железнодорожный транспорт. 2011. № 2. С. 49–51.
10. Влияние формы бака и уклона пути на точность измерения количества топлива в баке тепловозов / М. В. Федотов [и др.] // Вестник Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (Вестник ВНИКТИ). 2015. № 97. С. 81–87.
11. Грачёв В. В., Грищенко А. В., Базилевский Ф. Ю. О достоверности прямых способов оперативного контроля энергоэффективности тепловозов в эксплуатации // Вестник института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2018. № 2. С. 40–48.
12. Дополнительные показатели использования маневровых локомотивов / В. В. Костенко [и др.] // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 2. С. 33–37.
13. Анисимов А. С., Минаков В. А., Носков В. О. Оценка влияния работы тепловоза на холостом ходу на износ деталей дизеля // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2022. № 1. С. 40–45. https://doi.org/10.20291/2079-0392-2022-1-40-45.
14. Тару т а В. Ф., Чулков А. В., Милютина Л. В. Технология контроля уровня мощности для настройки дизель-генераторной установки маневрового тепловоза с учетом условий эксплуатации // Известия Транссиба. 2018. № 1. С. 109–117.
15. Свечников А. А. Снижение удельного расхода топлива маневровыми тепловозами путем оптимизации параметров дизельной установки // Вестник транспорта Поволжья. 2021. № 3. С. 68–73.
16. Лямин В. А., Шкарин В. Н. Оценка технического уровня маневрового тепловоза // Совершенствование маневровых тепловозов, их ремонта и эксплуатации: сб. науч. тр. / Всесоюз. науч.- исслед. ин-т ж.-д. транспорта; под ред. Л. С. Назарова. М.: Транспорт, 1985. С. 68–72.
17. Секерин Е. В. Эффективный путь экономии топлива на маневровой работе // Электрическая и тепловозная тяга. 1971. № 7. С. 18.
18. Исследование и анализ условий эксплуатации и расхода топлива тепловозами в маневровом движении / А. К. Белоглазов [и др.] // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы Третьей Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием (Омск, 10–11 ноября 2016 г.) / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск: ОмГУПС, 2016. С. 48–52.
19. Патент № 2266529 Российская Федерация, МПК G01M 15/00, G01F 9/00. Способ контроля технического состояния силовой установки транспортного средства: № 2004102584/28: заявл. 29.01.2004: опубл. 20.12.2005 / Мугинштейн Л. А. [и др.]. 12 с.
20. Влияние переходных процессов дизель-генераторной установки тепловоза 2ТЭ116У на его эксплуатационные показатели / В. В. Грачёв [и др.] // Локомотивы. XXI век: сб. материалов Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 110-летию со дня рождения д-ра техн. наук, профессора Е. Я. Гаккель (Санкт-Петербург, 15–16 октября 2013 г.) / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I, ОАО «Российские железные дороги». СПб.: ПГУПС, 2013. С. 146–147.
21. Швайншт ейн Б. С., Майоров Э. Г., Шала ев С. С. Тепловозы ЧМЭ3 и ЧМЭ2. М.: Транспорт, 1975. 376 с.
22. Патент № 2591556 Российская Федерация, МПК G01M 17/08, B61C 5/00. Способ контроля технического состояния силовой установки железнодорожного транспортного средства: № 2015115795/11: заявл. 28.04.2015: опубл. 20.07.2016 / Бабков Ю. В. [и др.]. 11 с.
Рецензия
Для цитирования:
Попов К.М. Некоторые вопросы практического использования бортовых систем учета топлива тепловозов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(4):370-382. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-4-370-382
For citation:
Popov K.P. Practical use of on-board fuel metering systems of diesel locomotives. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(4):370-382. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-4-370-382