Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Анализ кинематических и энергетических параметров сцепления колес электровоза с рельсами

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-285-296

EDN: https://elibrary.ru/yjekzw

Аннотация

Введение. Сцепление колес электровоза с рельсами определяют различные параметры (кинематические и энергетические), от которых зависят масса и скорость движения поезда, расход энергии и т. п. В условиях вождения грузовых поездов повышенной массы и длины актуальность проблемы сцепления колес электровоза с рельсами значительно возрастает, особенно при использовании мощных тяговых электродвигателей, в том числе бесколлекторных. Для принятия обоснованных решений по увеличению массы и скорости движения поездов, сокращению энергозатрат на тягу и общему снижению эксплуатационных расходов необходимо иметь четкое представление об основных закономерностях процессов в зоне сцепления колес электровоза с рельсами и их параметрах.

Материалы и методы. В работе с использованием системного подхода, методов математического анализа и энергетического баланса рассмотрены основные закономерности процессов в зоне сцепления колес электровоза с рельсами, их кинематические и энергетические параметры. При рассмотрении данных процессов приняты некоторые допущения: диаметры колес электровоза одинаковые, давление всех колес на рельсы в любой момент времени и в каждой точке пути одинаковое, колебания колесных пар отсутствуют и т. п. Эти допущения не оказывают существенного влияния на конечные результаты, но значительно упрощают получение необходимых аналитических выражений.

Результаты. Получены числовые значения параметров сцепления колес электровоза с рельсами, которые согласуются с экспериментальными данными.

Обсуждение и заключение. Предложены принципы анализа и система логически обоснованных и взаимосвязанных кинематических и энергетических параметров сцепления колес электровоза с рельсами, выявлены основные закономерности изменения этих параметров. Результаты исследования могут быть использованы для научно обоснованного принятия решений по практическому применению параметров сцепления колес электровоза с рельсами.

Об авторе

А. А. Бакланов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Россия

Александр Алексеевич БАКЛАНОВ, канд. техн. наук, доцент, кафедра подвижного состава электрических железных дорог,

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35,

Author ID: 267488.



Список литературы

1. Минов Д.К. Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей. М.: Транспорт, 1965. 267 с. [Minov D.K. Improving the traction properties of electric locomotives and diesel locomotives with electric transmission. Moscow: Transport Publ.; 1965. 267 p. (In Russ.)].

2. Лисицын А.Л., Мугинштейн Л.А. Нестационарные режимы тяги. М.: Интекст, 2003. 343 с. [Lisitsyn A.L., Muginshtein L.A. Unsteady traction modes. Moscow: Intext Publ.; 2003. 343 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/qnqudb.

3. Меншутин Н.Н. Исследование скольжения колесной пары электровоза при реализации силы тяги в эксплуатационных условиях // Труды ЦНИИ МПС. 1960. Вып. 188. С. 113–132 [Menshutin N.N. Study of the sliding of an electric locomotive wheel pair when implementing traction force under operating conditions. Trudy TSNII MPS. 1960;(188):113-132. (In Russ.)].

4. Лисунов В.Н. Использование сил взаимодействия движущего колеса с рельсом в режимах тяги и электрического торможения. Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2003. 160 с. [Lisunov V. N. The use of forces of interaction of the driving wheel with the rail in the modes of traction and electric braking mode. Omsk: Omskiy gos. un-t putey soobshcheniya; 2003. 160 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/rueqzh.

5. Коган А.Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. М.: ИПП «Куна», 2023. 280 с. [Kogan A. Ja. Railway track dynamics and its interaction with rolling stock. Moscow: IPP “Kuna” Publ.; 2023. 280 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/mdkaov.

6. Исаев И.П., Лужнов Ю.М. Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами. М.: Машиностроение, 1985. 238 с. [Isaev I.P., Luzhnov Yu.M. Problems of adhesion of locomotive wheels with rails. Moscow: Mashinostroyeniye Publ.; 1985. 238 p. (In Russ.)].

7. Модель взаимодействия колеса и рельса с учетом дискретного строения металлов контактирующих тел / Г. П. Бурчак [и др.] // Вестник машиностроения. 2019. №2. С. 21–28 [Burchak G.P., Vasil’ev A.P., Lyapushkin N.N., Savos’kin A.N. A model of a wheel–rail interaction, taking into account the discrete structure of metals in contacting bodies. Vestnik mashinostroeniya. 2019;(2):21-28. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/zaiavv.

8. Лужнов Ю.М. Сцепление колес с рельсами (природа и закономерности). М.: Интекст, 2003. 144 с. [Luzhnov Yu.M. Coupling of wheels with rails (nature and patterns). Moscow: Intext Publ.; 2003. 144 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/smtutb.

9. Марков Д.П. Трибология и ее применение на железнодорожном транспорте. М.: Интекст, 2007. 408 с. [Markov D.P. Tribology and its application in railway transport. Moscow: Intext Publ.; 2007. 408 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/qnuvwr.

10. Самме Г.В. Фрикционное взаимодействие колесных пар локомотива с рельсами. Теория и практика сцепления локомотива. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. 104 с. [Samme G.V. Frictional interaction of locomotive wheel pairs with rails. Theory and practice of locomotive adhesion. Moscow: Training and Methodological Center for Education in Railway Transport; 2014. 104 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/vetocf.

11. Трение, износ, смазка (трибология и триботехника) / А.В. Чичинадзе [и др.]. М.: Машиностроение, 2003. 576 с. [Chichinadze A.V., Berliner E.M., Braun E.D., Bushe N.A., Buyanovskiy I.A., Gekker F.R., et al. Friction, wear, lubrication (tribology and tribotechnics). Moscow: Mashinostroyeniye Publ.; 2003. 576 p. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/fqsxnk.

12. Logston C. F. Jr., Itami G. S. Locomotive friction-creep studies. Journal of Engineering for Industry. 1980;102(3):275-281. https://doi.org/10.1115/1.3183865.

13. Polach O. Creep forces in simulations of traction vehicle running on adhesion limit. Wear. 2005;258(7-8):992-1000. https://doi.org/10.1016/j.wear.2004.03.046.

14. Бакланов А.А. Энергетический баланс движения для решения задач снижения расхода электроэнергии на тягу поездов // Транспорт: наука, техника, управление. 2005. №6. С. 32–35 [Baklanov A.A. Energy balance of motion for reducing energy consumption for train traction of trains. Transport: science, equipment, management. 2005;(6):32-35. (In Russ.)].

15. Бакланов А.А. Анализ энергетической схемы и КПД электровоза // Мир транспорта. 2011. Т. 9, №3(36). С. 20–25 [Baklanov A.A. Analysis of energy circuit and efficiency of an electric locomotive. World of Transport and Transportation. 2011;9(3):20-25. (In Russ.)]. EDN: https://www.elibrary.ru/nxmxoj.

16. Савоськин А.Н., Шилин Н.Д. Анализ управления скольжением колесных пар грузового электровоза с асинхронными тяговыми двигателями // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, № 3. С. 230–239 [Savos’kin A.N., Shilin N.D. Analysis of wheel pairs slip control of electric freight locomotive with asynchronous traction motors. Russian Railway Science Journal. 2022;81(3):230-239. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-230-239.


Рецензия

Для цитирования:


Бакланов А.А. Анализ кинематических и энергетических параметров сцепления колес электровоза с рельсами. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2023;82(4):285-296. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-285-296. EDN: https://elibrary.ru/yjekzw

For citation:


Baklanov A.A. Analysis of kinematic and energy parameters of electric locomotive wheel–rail adhesion. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2023;82(4):285-296. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-4-285-296. EDN: https://elibrary.ru/yjekzw

Просмотров: 252


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)