Энергоэффективность различных вариантов эксплуатации моторвагонного подвижного состава на частично электрифицированных маршрутах
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-9-23
EDN: https://elibrary.ru/ndvsgt
Аннотация
Введение. Рассмотрена эксплуатация межрегиональных экспрессов, обслуживаемых электрическим моторвагонным подвижным составом, часть маршрута которых проходит по неэлектрифицированным участкам. На этих участках тягу электропоезда осуществляет пассажирский тепловоз, который обеспечивает также электропитание собственных нужд электропоезда и системы поддержания микроклимата в салонах. Цель исследования — сравнение энергетических показателей различных вариантов эксплуатации моторвагонного подвижного состава на смешанных маршрутах, включающих электрифицированные и неэлектрифицированные участки.
Материалы и методы. Проанализированы достигнутые в эксплуатации значения расхода топливно-энергетических ресурсов для ряда электрифицированных и неэлектрифицированных участков, в том числе связанные с обеспечением энергетических потребностей на собственные нужды электрического моторвагонного подвижного состава и работу систем поддержания микроклимата в салонах. Осуществлено сравнение энергозатрат при использовании на этих участках различных серий тягового подвижного состава.
Результаты. Получены данные по расходу топлива для тепловоза с электропоездом и дизель-поезда в зависимости от составности и времени года, а также показатели удельного расхода топлива для тепловоза, ведущего электропоезд, и дизель-поезда в зоне отрицательных температур, т. е. при гарантированно включенном отоплении.
Обсуждение и заключение. Показано, что использование тепловоза для тяги электропоезда по энергозатратам менее выгодно, чем использование дизель-поезда. Приведенные в статье сравнительные характеристики энергозатрат при различных вариантах эксплуатации моторвагонного подвижного состава на неэлектрифицированных участках являются предварительной оценкой. При сохранении актуальности данных исследований следующим этапом должна стать обработка данных от бортовых систем регистрации и проведение сравнительных испытаний.
Об авторе
К. М. ПоповРоссия
Кирилл Михайлович ПОПОВ, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, НЦ «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, 10.
Author ID: 1080218.
Список литературы
1. Руднев В.С., Маношин А.В. Как повысить эффективность дизельной тяги в пригородном сообщении // Локомотив. 2011. №6 (654). С. 31–34. EDN: https://www.elibrary.ru/nyelyx.
2. Аникиев И.П., Ляшенко А.С., Носков М.Ю. Будущее дизельпоездов в России // Локомотив. 2003. №5. С. 21–22.
3. Знакомьтесь: Тепловоз ТЭП70БС нового исполнения / С.И. Ким [и др.] // Локомотив. 2019. №7(751). С. 39–42. EDN: https://www.elibrary.ru/qbgzjc.
4. Рудов П.К. Улучшение продольной динамики дизель-поезда ДДБ1 при торможении // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2007. №1–2 (14–15). С. 129–132. EDN: https://www.elibrary.ru/ysdprj.
5. Создан вагон-электростанция для обеспечения движения поездов на неэлектрифицированных участках железных дорог (новости Трансмашхолдинга) // Локомотив. 2022. №5. С. 36.
6. Аникиев И.П., Корнев А.Н. Электрическое отопление пассажирских вагонов от тепловоза ТЭП70БС // Локомотив. 2008. №10. С. 33–34.
7. Коссов Е.Е., Азаренко В.А., Ляшенко А. С. Сравнение расходов топлива при включении генератора отопления на различных позициях контроллера машиниста // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 1999. №2. С. 21–24.
8. Повышение эффективности использования мощности энергетической установки тепловоза с системой энергоснабжения поезда / А.С. Ляшенко [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2000. №1. С. 25–27.
9. Стоякин Г.М., Костин А.В., Науменко С.Н. Использование теплоты отработавших газов тепловозного двигателя для отопления пассажирских вагонов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, №3. С. 240–246. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-3-240-246.
10. Быстранов В.Е., Семёнов И.В., Железнов С.В. Перспективы применения контактно-аккумуляторных поездов в России // Локомотив. 2022. №3 (783). С. 9–13.
11. Баранов А.М., Козлов В.Е., Фельдман Э.Д. Развитие пропускной и провозной способности однопутных линий. М.: Транспорт, 1964. 196 с. (Труды ВНИИЖТ; вып. 280)
12. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов / Л.А. Мугинштейн [и др.]. М.: ВМГ-Принт, 2014. 144 с.
13. Вольперт А.Г. Пригородные и региональные перевозки. Каким дизельным подвижным составом их выполнять // Железнодорожный транспорт. 1997. №2. С. 39–43.
14. Вольперт А.Г. Повышение топливной экономичности автомотрис и дизель-поездов // Железнодорожный транспорт. 1999. №11. С. 68–71.
15. Статистика // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2023. №4(64). С. 62–68. EDN: https://www.elibrary.ru/mvdzmh.
16. Руднев В.С. Отечественная силовая установка для рельсового автобуса // Локомотив. 2023. №6 (798). С. 33–36. EDN: https://www.elibrary.ru/ubyive.
Рецензия
Для цитирования:
Попов К.М. Энергоэффективность различных вариантов эксплуатации моторвагонного подвижного состава на частично электрифицированных маршрутах. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(1):9-23. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-9-23. EDN: https://elibrary.ru/ndvsgt
For citation:
Popov K.M. Energy efficiency of different modes of motor-car rolling stock operation on partially electrified routes. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(1):9-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-9-23. EDN: https://elibrary.ru/ndvsgt