Определение дополнительного сопротивления движению поезда от подвагонных генераторов на основе анализа кривой скорости
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-2-136-147
EDN: https://elibrary.ru/irmexl
Аннотация
Введение. При выполнении тяговых расчетов учет дополнительного сопротивления движению поезда от действия подвагонных генераторов производится на основе статистических данных, полученных в результате натурных испытаний образцов подвижного состава. Сравнительный анализ расчетных и фактических результатов показал наличие системных отклонений, при которых значения реального расхода топливно-энергетических ресурсов превышают расчетные значения.
Материалы и методы. Для анализа и детализации применялись данные блока памяти микропроцессорной системы управления и диагностики электровоза, данные расшифровки записей комплексного локомотивного устройства безопасности и системы взаимодействия с локомотивом по технической радиосвязи. Применены методы аппроксимации и экстраполяции массивов данных, численного интегрирования, статистической обработки данных, метод энергооптимального тягового расчета.
Результаты. При учете в методике тягового расчета влияния подвагонных генераторов на сопротивление движению, показатели расхода топливно-энергетических ресурсов превысили значения расхода без учета влияния генераторов в среднем на 15%. Установлено, что интенсивность применения электрического оборудования пассажирских вагонов оказывает переменное влияние на работу подвагонных генераторов. Главным достижением исследования стало создание нового способа определения силы сопротивления движению от воздействия подвагонных генераторов.
Обсуждение и заключение. Применение предлагаемого способа по оценке дополнительных сил сопротивления движению поезда от действия подвагонных генераторов можно масштабировать, используя в различных задачах движения поездов, которые можно решить, опираясь на статистические данные с применением математических моделей. Разработанный авторами алгоритм найдет свое применение в системах расчета, анализа и планирования расхода топливно-энергетических ресурсов.
Об авторах
И. О. ЛобыцинРоссия
Игорь Олегович ЛОБЫЦИН, ведущий инженер, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10.
И. А. Панков
Россия
Игорь Александрович ПАНКОВ, заместитель директора, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10.
В. В. Федин
Россия
Владислав Викторович ФЕДИН, заместитель начальника отдела, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10.
Н. А. Баранов
Россия
Николай Алексеевич БАРАНОВ, стажер-исследователь, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10.
К. И. Шведин
Россия
Константин Иванович ШВЕДИН, заместитель директора, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10.
С. О. Литвинцев
Россия
Сергей Олегович ЛИТВИНЦЕВ, технический эксперт, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10.
Список литературы
1. Астахов П.Н. Сопротивление движению железнодорожного подвижного состава. М.: Транспорт, 1966. 178 с. (Труды Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта; вып. 311).
2. Коэффициент полезного действия генераторной установки пассажирского вагона без кондиционирования воздуха / В.А. Петраков [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 1989. №1. С. 41–43.
3. Климович А.В., Кообар А.А., Лендясов А. С. Методика определения сопротивления движению поезда по данным электронного регистратора параметров движения // Известия Транссиба. 2010. №3. С. 16–25.
4. Лобыцин И.О. Моделирование работы наклонной тяги грузового магистрального электровоза серии ВЛ85 // Теоретический и практический потенциал современной науки: сб. науч. ст. М.: Перо, 2023. Т. XIV. С. 9–12. EDN: https://elibrary.ru/kgjwvb.
5. Комплексный анализ эффективности использования современного подвижного состава при перевозках массовых грузов / С.П. Вакуленко [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, №2. C. 170–178. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-170-178.
6. Методические положения по определению основных параметров организации перевозочного процесса при внедрении вагонов с повышенной осевой и погонной нагрузкой / М. И. Мехедов [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022 Т. 81, №4. C. 359–369. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-4-359-369.
7. Гребенников Н.В., Зарифьян А.А. Динамика и энергоэффективность пассажирского вагона, оснащенного вентильноиндукторным генератором // Вестник РГУПС. 2012. №4 (48). С. 15–21. EDN: https://elibrary.ru/pjtabz.
8. Rozhkov A., Suyunbaev Sh., Salfetnikov V., Balabaev O., Nartov M. Determination of additional resistance to train movement from profile elements of railway sidings of industrial facilities // Труды университета. 2022. №2 (87). С. 211–216. https://doi.org/10.52209/1609-1825_2022_2_211.
9. Огнева Т.Д. Исследование сопротивления движению подвижного состава рельсового транспорта // Электротехнические комплексы и системы: материалы 54-й Междунар. науч. студенч. конф. МНСК–2016, Новосибирск, 16–20 апреля 2016 г. Новосибирск: Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т, 2016. С. 28. EDN: https://elibrary.ru/uqycho.
10. Ablyalimov O., Yakubov Ja., Kosimov Kh., Avdeyeva A., Safarov U. To the operation of undercar generators in passenger trains. Universum: Technical sciences. 2023;(2-5):49-52. EDN: https://elibrary.ru/mymlsp.
11. Панченко А.В. Анализ существующих методов разработки оптимальных режимов движения поездов // Евразийский научный журнал. 2017. №4. С. 206–208. EDN: https://elibrary.ru/ytstil.
Рецензия
Для цитирования:
Лобыцин И.О., Панков И.А., Федин В.В., Баранов Н.А., Шведин К.И., Литвинцев С.О. Определение дополнительного сопротивления движению поезда от подвагонных генераторов на основе анализа кривой скорости. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(2):136-147. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-2-136-147. EDN: https://elibrary.ru/irmexl
For citation:
Lobytsin I.O., Pankov I.A., Fedin V.V., Baranov N.A., Shvedin K.I., Litvintsev S.O. Speed curve analysis-based determination of additional resistance to train motion from undercarriage generators. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(2):136-147. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-2-136-147. EDN: https://elibrary.ru/irmexl