Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального управления электровозами 2ЭС6

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-215-229

EDN: https://elibrary.ru/clcpok

Аннотация

Введение. Предметом исследования являются текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального вождения поездов грузовыми магистральными электровозами постоянного тока 2ЭС6. Анализ влияния современных тенденций в области энергосбережения и улучшения эффективности использования тяговых энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте на тягу поездов показал, что в настоящее время малоисследованными остаются режимы ведения поезда, построенные на методах и алгоритмах машинного обучения и искусственного интеллекта. Основной целью исследования является определение уровня фактического использования систем автоматизации вождения грузовых поездов на участках Урало-Сибирского железнодорожного полигона и его влияние на энергооптимальный график исполненного движения поездов.

Материалы и методы. При решении поставленных задач в работе были использованы основные положения теории тяги поездов, понятия теории автоматизированного управления и диагностики электроподвижного состава, а также статистические методы обработки данных.

Результаты. Сформулирована гипотеза о том, что интеллектульно-адаптивная система поддержки управления подвижным составом с применением методов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта позволит снизить значения удельного расхода электроэнергии локомотивами. Показано, что наиболее целесообразным для построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива в режиме реального времени для интеллектуально-адаптивной системы поддержки управления подвижным составом с применением методов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта является использование данных из автоматизированного рабочего места регистратора параметров движения и автоведения грузового локомотива, так как именно эти данные содержат точные значения географических координат, что позволяет синхронизировать измерения по различным поездкам на определенном участке.

Обсуждения и заключение. Применение настраиваемой искусственной рекуррентной нейронной сети на долгой краткосрочной памяти при разработке новых или усовершенствовании уже существующих методов энергоэффективного управления тяговым подвижным составом с поездом позволит модернизировать используемые на локомотивах регистраторы параметров движения. Разработанный авторами алгоритм может лечь в основу создания принципиально новой интеллектульно-адаптивной системы поддержки управления подвижным составом с применением методов и последовательностей машинного обучения и искусственного интеллекта. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку технологии построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива с поездом в режиме реального времени.

Об авторах

С. Г. Истомин
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Россия

Станислав Геннадьевич ИСТОМИН, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры подвижного состава электрических железных дорог

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35

Author ID: 847326



К. И. Доманов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Россия

Кирилл Иванович ДОМАНОВ, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры подвижного состава электрических железных дорог

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35

Author ID: 950747



А. П. Шатохин
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Россия

Андрей Петрович ШАТОХИН, канд. техн. наук, доцент, директор, Институт электрического транспорта и систем энергообеспечения

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35

Author ID: 915992



И. Н. Денисов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Россия

Илья Николаевич ДЕНИСОВ, заведующий лабораториями, кафедра подвижного состава электрических железных дорог

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35

Author ID: 1112608



Список литературы

1. Худорожко М. В., Елисеев И. А., Стельмашенко А. В. Система, обеспечивающая вождение соединенных поездов одной локомотивной бригадой // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2024. № 1 (65). С. 28–31. EDN: https://elibrary.ru/kuikgx.

2. Худорожко М. В., Елисеев И. А., Стельмашенко А. В. Реализация технических решений для вождения соединенного поезда одной локомотивной бригадой (САУ-ОП) // Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни зa горизонт: сб. материалов II Междунар. конф., Москва, 24–25 августа 2023 г. М.: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2023. С. 304–310. EDN: https://elibrary.ru/aodtgv.

3. Система АВ-РТ: курс на беспилотные технологии / М. В. Худорожко [и др.] // Локомотив. 2020. № 2 (758). С. 11–13. EDN: https://elibrary.ru/ywxtad.

4. Елисеев И. А., Хазов М. С., Худорожко М. В. Оперативное определение фактического коэффициента сцепления колес локомотива с рельсами // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Москва, 5 июня 2019 г. М.: РАС, 2019. С. 151–159. EDN: https://elibrary.ru/pvzysp.

5. Елисеев И. А. Повышение энергоэффективности процесса управления электровозом посредством оперативного уточнения сил тяги и электрического торможения: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07. М., 2013. 26 с. EDN: https://elibrary.ru/sioirj.

6. Жебрак Л. М., Елисеев И. А. Методика оперативного уточнения действующей силы тяги локомотива на поезд // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2012. № 4. С. 38–42. EDN: https://elibrary.ru/pbeumr.

7. Елисеев И. А. Тенденции развития систем автоведения // Совершенствование электрооборудования тягового подвижного состава: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. В. А. Кучумова, Н. Б. Никифоровой. М.: Интекст, 2011. С. 38–45. EDN: https://elibrary.ru/spiqit.

8. Жебрак Л. М., Елисеев И. А. Постановка задачи оперативного уточнения действующей на поезд силы тяги в процессе движения // Перспективные задачи развития железнодорожного транспорта: сб. ст. молодых ученых и аспирантов ВНИИЖТ. М.: Интекст, 2010. С. 35–39. EDN: https://elibrary.ru/tajeur.

9. Елисеев И. А. Стохастическая модель силы тяги локомотива // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2010. № 4. С. 30–33. EDN: https://elibrary.ru/mvcrxt.

10. Елисеев И. А., Худорожко М. В., Жебрак Л. М. Метод оценки переменных с минимальной дисперсией // Мир транспорта. 2009. Т. 7, № 1 (25). С. 28–32. EDN: https://elibrary.ru/jybizh.

11. Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp.

12. Полигонные технологии движения поездов по графикам на основе автоматизированной системы «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2015. № 3. С. 13–19. EDN: https://elibrary.ru/tkirfp.

13. Мугинштейн Л. А., Виноградов С. А., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поездов // Железнодорожный транспорт. 2010. № 2. С. 24–29. EDN: https://elibrary.ru/oyseib.

14. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальные методы управления движением поездов: сб. науч. тр. ОАО «ВНИИЖТ». М., 2012. С. 79. EDN: https://elibrary.ru/qnxwzz.

15. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. 2013. № 6. С. 3–13. EDN: https://elibrary.ru/tolgrr.

16. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов / Л. А. Мугинштейн [и др.]. М.: ВМГ-Принт, 2014. 144 с. EDN: https://elibrary.ru/vtzsnn.

17. Юренко К. И. Исследование методов оптимизации режимов ведения поезда с использованием интеллектуальной имитационной модели // Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ-2018): тр. Седьмой науч.-техн. конф., Москва, 14 ноября 2018 г. М.: Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, 2018. С. 236–240. EDN: https://elibrary.ru/sqsndv.

18. Cuéllar M., Delgado M., Pegalajar M. An application of nonlinear programming to train recurrent neural networks in time series prediction problems. In: Chen C.-S., Filipe J., Seruca I., Cordeiro J. (eds) Enterprise Information Systems VII. Dordrecht: Springer; 2007. р. 95–102. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5347-4_11.

19. Zhuang N., Qi G.-J., Kieu T. D., Hua K. A. Rethinking the Combined and Individual Orders of Derivative of States for Differential Recurrent Neural Networks. ACM Transactions on Multimedia Computing, Communications, and Applications. 2019;15(3):1-21. https://doi.org/10.1145/3337928.


Рецензия

Для цитирования:


Истомин С.Г., Доманов К.И., Шатохин А.П., Денисов И.Н. Текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального управления электровозами 2ЭС6. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(3):215-229. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-215-229. EDN: https://elibrary.ru/clcpok

For citation:


Istomin S.G., Domanov K.I., SHATOKHIN A.P., Denisov I.N. Current state and prospects of development of energy-optimal control systems for 2ES6 electric locomotives. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(3):215-229. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-215-229. EDN: https://elibrary.ru/clcpok

Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)