Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247

EDN: https://elibrary.ru/rpluup

Аннотация

Введение. Для перевозочного процесса характерны непрерывные и часто непрогнозируемые изменения оперативной ситуации на станциях, участках и полигонах сети. Для стабилизации перевозочного процесса требуется принятие оперативных управляющих решений, которые сегодня на основе знаний, опыта, способностей и интуиции принимают диспетчеры и дежурные работники различных уровней с использованием информации, получаемой на автоматизированных рабочих местах от многочисленных информационных систем. Разработка и внедрение автоматизированных информационно-управляющих систем вместо информационных позволит повысить технико-экономическую эффективность оперативного управления перевозочным процессом и расширить зоны управления дежурно-диспетчерского аппарата.

Материалы и методы. Предложено классифицировать факторы, влияющие на перевозочный процесс, на внутренние и внешние. Рассмотрены причины их формирования и характер их воздействия на оперативную работу.

Результаты. Установлены временные параметры на разработку оперативных управляющих решений и доказана необходимость выполнения технико-экономических оценок при выборе рациональных решений. Обоснована этапность внедрения информационно-управляющих систем в части выбора категорий диспетчеров и дежурных работников, автоматизированные рабочие места которых подлежат первоочередной разработке в качестве информационно-управляющих рабочих мест. Рассмотрены условия построения иерархических имитационных моделей работы управляемых объектов для выбора рациональных оперативных управляющих решений на конкретных рабочих местах.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут служить основой для создания в ОАО «РЖД» программы решения актуальной проблемы перехода от информационных к автоматизированным информационноуправляющим системам оперативного управления перевозочным процессом на сети российских железных дорог.

Об авторах

М. И. Мехедов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Михаил Иванович МЕХЕДОВ, канд. техн. наук, заместитель генерального директора, директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»)

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10

Author ID: 1019989



Е. А. Сотников
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Евгений Александрович СОТНИКОВ, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10

Author ID: 493861



П. С. Холодняк
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Павел Сергеевич ХОЛОДНЯК, начальник отдела, НЦ «ЦМПЭ»

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10

Author ID: 951876



С. В. Лобанов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Сергей Валентинович ЛОБАНОВ, аспирант, начальник отдела, НЦ «ЦМПЭ»

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10

Author ID: 1144636



Список литературы

1. Бусленко Н. П. Математические модели производственных процессов. М.: Наука, 1964. 362 с.

2. Лернер А .Я. Начало кибернетики. М.: Наука, 1967. 400 с.

3. Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. 439 с.

4. Левин Д. Ю. Теория оперативного управления перевозочным процессом: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. 624 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvvvr.

5. Поплавский А. А. Автоматизированная система управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта в оперативном режиме (сетевой и региональный уровни). М.: Интекст, 2008. 192 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvwwz.

6. Мугинштейн Л. А., Мехедов М. И. Методические подходы к выявлению факторов, влияющих на стабильность пропуска поездо потоков // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 24–33. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgzt.

7. Козлов П. А., Осокин О. В., Тушин Н. А. Построение интеллектуальной информационной среды на железнодорожном транспорте // Инновационный транспорт. 2011. № 1 (1). С. 6–9. EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf.

8. Васильев А. Б., Котенко А. Г., Прокофьева В. В. Разработка алгоритма поддержки принятия решений поездного диспетчера при организации движения поездов // Вестник транспорта Поволжья. 2014. № 1 (43). С. 52–56. EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip.

9. Сотников Е. А., Холодняк П. С. Рациональная технология временной отстановки поездов от движения // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 1. С. 3–9. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-1-3-9.

10. Сотников Е. А., Холодняк П. С. Преодоление временных затруднений в ходе перевозочного процесса // Железнодорожный транспорт. 2019. № 9. С. 18–22. EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg.

11. Угрюмов А. К. Неравномерность движения поездов. М.: Транспорт, 1968. 112 с. Ugryumov A. K. Irregularity of train traffic. Moscow: Transport Publ.; 1968. 112 p. (In Russ.).

12. Шенфельд К. П., Сотников Е. А. Развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в современных условиях. М.: Научный мир, 2015. 200 с. EDN: https://www.elibrary.ru/vkanpp.

13. Сотников Е. А., Ивницкий В. А., Ольшанский А. М. Принципы интеллектуализации оперативного управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта общего пользования // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 40–47. EDN: https://www.elibrary.ru/tolhan.

14. Козлов П. А., Осокин О. В., Колокольников В. С. Исследование проектов развития железнодорожных станций и полигонов с помощью имитационного моделирования // Железнодорожный транспорт. 2018. № 6. С. 12–16. EDN: https://www.elibrary.ru/xpuiah.

15. Тулупов Л. П. Управление перевозками на участках и направлениях // Железнодорожный транспорт. 2003. № 4. С. 50–54.

16. Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp.

17. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. (Вестник ВНИИЖТ). 2013. № 6. С. 3–13. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgrr.


Рецензия

Для цитирования:


Мехедов М.И., Сотников Е.А., Холодняк П.С., Лобанов С.В. Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(3):231-247. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247. EDN: https://elibrary.ru/rpluup

For citation:


Mehedov M.I., Sotnikov E.A., Kholodnyak P.S., Lobanov S.V. Transition to automated information and control systems for the operational management of transportation in the Russian Railways network: terms of reference. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(3):231-247. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247. EDN: https://elibrary.ru/rpluup

Просмотров: 267


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)