Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247
EDN: https://elibrary.ru/rpluup
Аннотация
Введение. Для перевозочного процесса характерны непрерывные и часто непрогнозируемые изменения оперативной ситуации на станциях, участках и полигонах сети. Для стабилизации перевозочного процесса требуется принятие оперативных управляющих решений, которые сегодня на основе знаний, опыта, способностей и интуиции принимают диспетчеры и дежурные работники различных уровней с использованием информации, получаемой на автоматизированных рабочих местах от многочисленных информационных систем. Разработка и внедрение автоматизированных информационно-управляющих систем вместо информационных позволит повысить технико-экономическую эффективность оперативного управления перевозочным процессом и расширить зоны управления дежурно-диспетчерского аппарата.
Материалы и методы. Предложено классифицировать факторы, влияющие на перевозочный процесс, на внутренние и внешние. Рассмотрены причины их формирования и характер их воздействия на оперативную работу.
Результаты. Установлены временные параметры на разработку оперативных управляющих решений и доказана необходимость выполнения технико-экономических оценок при выборе рациональных решений. Обоснована этапность внедрения информационно-управляющих систем в части выбора категорий диспетчеров и дежурных работников, автоматизированные рабочие места которых подлежат первоочередной разработке в качестве информационно-управляющих рабочих мест. Рассмотрены условия построения иерархических имитационных моделей работы управляемых объектов для выбора рациональных оперативных управляющих решений на конкретных рабочих местах.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут служить основой для создания в ОАО «РЖД» программы решения актуальной проблемы перехода от информационных к автоматизированным информационноуправляющим системам оперативного управления перевозочным процессом на сети российских железных дорог.
Об авторах
М. И. МехедовРоссия
Михаил Иванович МЕХЕДОВ, канд. техн. наук, заместитель генерального директора, директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»)
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10
Author ID: 1019989
Е. А. Сотников
Россия
Евгений Александрович СОТНИКОВ, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10
Author ID: 493861
П. С. Холодняк
Россия
Павел Сергеевич ХОЛОДНЯК, начальник отдела, НЦ «ЦМПЭ»
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10
Author ID: 951876
С. В. Лобанов
Россия
Сергей Валентинович ЛОБАНОВ, аспирант, начальник отдела, НЦ «ЦМПЭ»
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10
Author ID: 1144636
Список литературы
1. Бусленко Н. П. Математические модели производственных процессов. М.: Наука, 1964. 362 с.
2. Лернер А .Я. Начало кибернетики. М.: Наука, 1967. 400 с.
3. Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. 439 с.
4. Левин Д. Ю. Теория оперативного управления перевозочным процессом: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. 624 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvvvr.
5. Поплавский А. А. Автоматизированная система управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта в оперативном режиме (сетевой и региональный уровни). М.: Интекст, 2008. 192 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvwwz.
6. Мугинштейн Л. А., Мехедов М. И. Методические подходы к выявлению факторов, влияющих на стабильность пропуска поездо потоков // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 24–33. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgzt.
7. Козлов П. А., Осокин О. В., Тушин Н. А. Построение интеллектуальной информационной среды на железнодорожном транспорте // Инновационный транспорт. 2011. № 1 (1). С. 6–9. EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf.
8. Васильев А. Б., Котенко А. Г., Прокофьева В. В. Разработка алгоритма поддержки принятия решений поездного диспетчера при организации движения поездов // Вестник транспорта Поволжья. 2014. № 1 (43). С. 52–56. EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip.
9. Сотников Е. А., Холодняк П. С. Рациональная технология временной отстановки поездов от движения // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 1. С. 3–9. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-1-3-9.
10. Сотников Е. А., Холодняк П. С. Преодоление временных затруднений в ходе перевозочного процесса // Железнодорожный транспорт. 2019. № 9. С. 18–22. EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg.
11. Угрюмов А. К. Неравномерность движения поездов. М.: Транспорт, 1968. 112 с. Ugryumov A. K. Irregularity of train traffic. Moscow: Transport Publ.; 1968. 112 p. (In Russ.).
12. Шенфельд К. П., Сотников Е. А. Развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в современных условиях. М.: Научный мир, 2015. 200 с. EDN: https://www.elibrary.ru/vkanpp.
13. Сотников Е. А., Ивницкий В. А., Ольшанский А. М. Принципы интеллектуализации оперативного управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта общего пользования // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 40–47. EDN: https://www.elibrary.ru/tolhan.
14. Козлов П. А., Осокин О. В., Колокольников В. С. Исследование проектов развития железнодорожных станций и полигонов с помощью имитационного моделирования // Железнодорожный транспорт. 2018. № 6. С. 12–16. EDN: https://www.elibrary.ru/xpuiah.
15. Тулупов Л. П. Управление перевозками на участках и направлениях // Железнодорожный транспорт. 2003. № 4. С. 50–54.
16. Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp.
17. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. (Вестник ВНИИЖТ). 2013. № 6. С. 3–13. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgrr.
Рецензия
Для цитирования:
Мехедов М.И., Сотников Е.А., Холодняк П.С., Лобанов С.В. Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(3):231-247. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247. EDN: https://elibrary.ru/rpluup
For citation:
Mehedov M.I., Sotnikov E.A., Kholodnyak P.S., Lobanov S.V. Transition to automated information and control systems for the operational management of transportation in the Russian Railways network: terms of reference. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(3):231-247. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-3-231-247. EDN: https://elibrary.ru/rpluup