Роль научно-корреспондентских пунктов в железнодорожной науке в 1942–1945 гг.
EDN: owswjg
Аннотация
Введение. Во время войны перед железнодорожными институтами страны была поставлена задача в кратчайшие сроки перестроить свою работу на мобилизационный лад. Практически сразу выяснилось, что в новых условиях функционирование нескольких узконаправленных институтов не целесообразно и поэтому в конце 1941 года все отраслевые институты Народного комиссариата путей сообщения СССР были объединены во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.
Быстро меняющаяся ситуация в сфере перевозок потребовала от науки не только оперативных и практических решений, но и дополнительных шагов по перемещению научной деятельности в прифронтовую зону. В этой связи руководством института было принято решение о создании сети научно-корреспондентских пунктов.
Материалы и методы. Для написания статьи использованы публикации в журнале «Техника железных дорог» 1942–1945 гг., а также архивные материалы Института.
Результаты. Освещена роль научно-корреспондентских пунктов в восстановлении путей сообщения в военное время. Констатируется, что сеть научно-корреспондентских пунктов стала эффективной организационной формой для проведения прикладных исследований в условиях, приближенных к боевым. Результатом этого административного шага стал целый ряд исследований и разработок, содействовавших работе железнодорожного транспорта в чрезвычайных условиях того времени.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны как для ученых и исследователей, занимающихся изучением железнодорожной отрасли, так и для руководителей отрасли. Кроме того, она будет интересна любителям истории железных дорог, стремящимся углубить свои знания о становлении и развитии данной области.
Об авторе
И. В. АноховРоссия
Игорь Васильевич Анохов, канд. экон. наук, доцент, начальник научно-издательского отдела
Author ID: 260787
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
Список литературы
1. Горинов А. В. Развернуть научную работу на железных дорогах // Техника железных дорог. 1942. № 3–4. С. 1–5.
2. Саранцев П. Л. О работе научно-корреспондентских пунктов ЦНИИ на дорогах СССР // Техника железных дорог. 1944. № 9. С. 30.
3. Смит Ч. Железные дороги и научная работа // Railway purchases and Stores. 1940. № 14.
4. Создание научно-корреспондентских пунктов на железнодорожном транспорте // Техника железных дорог.1942. № 1–2. С. 34.
5. По научно-корреспондентским пунктам ЦНИИ // Техника железных дорог. 1943. № 6. С. 31.
6. Гамаюнов А. Работы пункта на Кировской ж.д. // Техника железных дорог. 1943. № 9. С. 29.
7. Левин С. Η. Итоги совещания научных работников ЦНИИ и втузов // Техника железных дорог. 1944. № 12. С. 31–32.
8. Валдайцев С. В. Инновации: асимметрия интересов владельцев и менеджмента фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Серия 5. Вып. 1. С. 20–29. EDN: https://www.elibrary.ru/oqsjwz.
Рецензия
Для цитирования:
Анохов И.В. Роль научно-корреспондентских пунктов в железнодорожной науке в 1942–1945 гг. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2025;84(2):141-150. EDN: owswjg
For citation:
Anokhov I.A. Role of scientific correspondent points in railway science in 1942–1945. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2025;84(2):141-150. (In Russ.) EDN: owswjg