Безопасность движения и динамические свойства мостового полотна на ВСМ
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-6-357-363
Аннотация
Аннотация. В настоящее время актуальной является задача обеспечения устойчивого движения колеса по рельсу на мостах в условиях высокоскоростного движения. Особенностью высокоскоростных магистралей (ВСМ) является практическое достижение критических скоростей, вызывающих резонанс пролетных строений мостов. Случаи схода подвижного состава на ВСМ не часты и обычно не ведут к тяжелым последствиям, за исключением схода в зоне мостов. В статье приведены сведения о сходах подвижного состава на ВСМ и их последствиях. Рассмотрены нормы устойчивости колеса на рельсе в различных странах, имеющих ВСМ. Земляное полотно, его основание и балласт являются сильными демпферами, которые отсутствуют на мостах. Таким образом, один из важнейших динамических параметров — демпфирование — является проблемой для безбалластного пути на мостах ВСМ. Приводятся соображения по корректному определению жесткости, связанной с демпфированием и влияющей на взаимодействие подвижного состава и мостового полотна. Показано, что при недостаточном демпфировании в узле скрепления на мостах увеличивается риск схода с рельсов из-за падения ниже допустимого предела вертикального усилия в контакте «колесо—рельс». Представлены результаты экспериментов на ЭВМ, подтверждающие, что именно значительные колебания пролетных строений мостов являются угрозой безопасности, поскольку при проходе первого вагона усилие в контакте колеса и рельса для первой колесной пары безопасно. Даны требования к параметрам демпфирования, обеспечивающие надежный контакт колеса и рельса при значительных колебаниях пролетных строений мостов на ВСМ. Приведены результаты, показывающие зависимость требуемого демпфирования от жесткости промежуточных рельсовых скреплений.
Об авторах
В. Ю. ПоляковРоссия
Поляков Владимир Юрьевич, д-р техн. наук, профессор, кафедра «Мосты и тоннели»
Д. Н. Тхань
Россия
Тхань Данг Нгок, аспирант, кафедра «Мосты и тоннели»
Список литературы
1. EN 1991-2 (2003). Eurocode 1: Actions on structures. P. 2: Traffic loads on bridges. Brussels, 2003.
2. TB10621–2014 (2015). Code for design of high-speed railway [S]. Beijing: China Railway Press, 2015.
3. TJS2005-140 (2005a). Interim provisions on design of 200–250 km/h new special passenger railways. Beijing: China Railway Publishing House, 2005.
4. TJS2005-285 (2005 a, b). Interim Provisions on Design of 200 km/h New Railways for Passenger and Freight Trains. Beijing: China Railway Publishing House, 2005.
5. L e i X. High Speed Railway Track Dynamics. Models, Algorithms and Applications. Beijing: Science Press, 2017. 414 p.
6. В е р и г о М.Ф., К о г а н А.Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. 559 с.
7. П о л я к о в В.Ю. Безопасность при высоких скоростях на мосту // Мир транспорта. 2014. № 6. С. 182–188.
8. П о л я к о в В.Ю. Взаимодействие подвижного состава с элементами мостового перехода при высокоскоростном движении: дис. …д-ра техн. наук: 05.23.15. М., 1994. 395 с.
9. П о л я к о в В.Ю. Численное моделирование взаимодействия подвижного состава с мостовыми конструкциями при высокоскоростном движении // Строительная механика и расчет сооружений. 2016. № 2. С. 54–60.
10. С а в и н А.В. Условия применения безбалластного пути: дис. …д-ра техн. наук: 05.22.06. М., 2017. 444 с.
11. П о л я к о в В.Ю., Т х а н ь Д.Н. Взаимодействие подвижного состава и пути в зоне мостов на ВСМ // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: тр. XIV Междунар. науч.-техн. конф. (Москва, 05–06 апреля 2017 г.) / ОАО «РЖД»; ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ). М., 2017. С. 143–153.
12. П о л я к о в В.Ю., Т х а н ь Д.Н. Безбалластное мостовое полотно на ВСМ // Мир транспорта. 2018. № 2. С. 36–55.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков В.Ю., Тхань Д.Н. Безопасность движения и динамические свойства мостового полотна на ВСМ. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2018;77(6):357-363. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-6-357-363
For citation:
Polyakov V.Yu., Thanh D. Traffic safety and dynamic properties of the bridge deck of high-speed railway lines. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2018;77(6):357-363. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-6-357-363