Критерии для прогнозирования возникновения контактно-усталостных повреждений в колесах железнодорожного подвижного состава и рельсах
Аннотация
В статье детально рассмотрены подходы, в которых используется критерий контактной усталости (критерий Данг Вана) и диаграмма приспособляемости материалов к действию переменных напряжений (диаграмма Джонсона), нашедшие широкое применение для оценки контактной усталости колес железнодорожного подвижного состава и рельсов. Они опубликованы в основном на английском языке. В статье дано их русскоязычное описание. Рассмотрен также критерий, базирующийся на амплитудном значении максимального касательного напряжения.
Об авторах
В. И. СакалоРоссия
Сакало Владимир Иванович, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Механика и динамика и прочность машин», Брянск, 241035, Россия
А. В. Сакало
Россия
Сакало Алексей Владимирович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Механика и динамика и прочность машин», Брянск, 241035, Россия
Список литературы
1. Захаров С. М., Торская Е. В. Подходы к моделированию возникновения поверхностных контактно-усталостных повреждений в рельсах // Вестник ВНИИЖТ. 2018. Т. 77. № 5. С. 259 – 268. DOI: http://dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-5-259-268.
2. Dang Van K., Griveau B., Message O. On a new multiaxial fatigue limit criterion: theory and application // Mechanical Engineering Publications. London, 1989. P. 479 – 496.
3. Dang Van K. On some recent trends in modeling of contact fatigue and wear in rail // Wear. 2002. No. 253. P. 219 – 227.
4. Ciavarella M., Monno F., Demelio G. On the Dang Van fatigue limit in rolling contact fatigue // International Journal of Fatigue. 2006. No. 28. P. 852 – 863.
5. Ekberg A. Rolling contact fatigue of railway wheels – computer modeling and in field data // Proceedings of 2nd mini conference “Contact mechanics and wear of rail/wheel systems”. Budapest, 1996. P. 154 – 163.
6. Nast J. D., Saux C. L., Soua B. On rolling contact fatigue analysis practice in railway industry: models and applications // Proceedings of 7th International conference “Railway Bogies and running gears”. Budapest, 2007. P. 217 – 226.
7. Kim T.-Y., Kim H.-K. Three-dimensional elastic-plastic finite element analysis for wheel–rail rolling contact fatigue // International Journal of Engineering and Technology. 2014. No. 6. P. 1593 – 1600.
8. Джонсон К. Механика контактного взаимодействия / пер. с англ. В. Э. Наумова, А. А. Спектора; под ред. Р. В. Гольдштейна. М.: Мир, 1989. 510 с.
9. Контактно-усталостные повреждения колес грузовых вагонов / под ред. С. М. Захарова. М.: Интекст, 2004. 160 с.
10. Clayton P., Su X. Surface initiated fatigue of perlitic and bainitic steels under water lubricated rolling/sliding contact // Wear. 1996. No. 200. P. 63 – 73.
11. Su X., Clayton P. Ratchetting strain experiments with a perlitic steel under rolling/sliding contact // Wear. 1997. No. 205. P. 137 – 143.
12. Pandka r A. S., Arakere N., Subhash G. Ratcheting-based microstructure-sensitive modeling of the cyclic hardening response of case-hardened bearing steels subject to rolling contact fatigue // International Journal of Fatigue. 2015. No. 73. P. 119 – 131.
13. Shakedown analyses for rolling and sliding contact problems / Alan R. S. Ponter, H. F. Chen, M. Ciavarella, G. Specchica // International Journal of Solids and Structures. 2006. No. 43. P. 4201 – 4219.
14. Computer modelling of process of accumulation of rolling contact fatigue damage in railway wheels / V. Sakalo, A. Sakalo, S. Tomashevskiy, D. Kerentcev // International Journal of Fatigue. 2018. No. 111. P. 7 – 15.
15. Freight car models and their computer-aided dynamic analysis / R. Kovalev, N. Lysikov, G. Mikheev [et al.]. Freight car models and their computer-aided dynamic analysis // Multibody System Dynamics. 2009. No. 22 (4). P. 399 – 423.
Рецензия
Для цитирования:
Сакало В.И., Сакало А.В. Критерии для прогнозирования возникновения контактно-усталостных повреждений в колесах железнодорожного подвижного состава и рельсах. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2019;78(3):141-148. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-141-148
For citation:
Sakalo V.I., Sakalo A.V. Criteria for predicting the initiation of rolling contact fatigue damage in the railway wheels and rails. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2019;78(3):141-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-141-148