Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Уважаемые авторы и рецензенты!

Приветствуем вас на сайте научного рецензируемого журнала "Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта" ("Вестник ВНИИЖТ").

 

Журнал направлен на публикации результатов передовых научных исследований в области совершенствования транспортных технологий и технических средств железнодорожного транспорта. "Вестник ВНИИЖТ" адресован исследователям, аналитикам и практикам железнодорожной и машиностроительной отраслей, а также широкому кругу читателей, которые интересуются проблемами развития железнодорожного транспорта.

 

Журнал входит в  Перечень рецензируемых научных изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:

2.5.2. Машиноведение (технические науки),

2.5.3. Трение и износ в машинах (технические науки),

2.6.1. Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов (технические науки),

2.6.17. Материаловедение (технические науки),

2.9.2. Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог (технические науки),

2.9.3. Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация (технические науки),

2.9.4. Управление процессами перевозок (технические науки).

 

Журнал "Вестник ВНИИЖТ" входит в категорию К2 перечня рецензируемых научных изданий ВАК , утвержденного информационным письмом Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России.

 

Рубрики журнала:

  • автоматизация и управление технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
  • технические средства железнодорожного транспорта;
  • транспортные и транспортно-технологические системы;
  • трение и износ;
  • машиноведение;
  • материаловедение;
  • металловедение;
  • железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог;
  • подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация;
  • управление процессами перевозок;
  • экономика транспорта.

Качество научных публикаций обеспечивается системой двойного «слепого» рецензирования с привлечением ученых, имеющих признанный авторитет в соответствующей содержанию рецензируемой рукописи предметной области научных знаний.

Журнал учрежден АО «ВНИИЖТ» (Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»). Издается с 25 августа 1942 г. Выходит с периодичностью 4 выпуска в год. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство ПИ № ФС77-83067 от 11.04.2022 г. Журналу присвоен международный стандартный номер сериального издания ISSN 2223-9731 (Print), ISSN 2713-2560 (Online). Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» – 70116.

Статьи принимаются через сайт журнала или на электронную почту редакции journal@vniizht.ru. Публикация в журнале для авторов бесплатна. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов.

 

Будем рады плодотворному сотрудничеству.

 

Текущий выпуск

Том 83, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

Технические средства железнодорожного транспорта 

9-23 167
Аннотация

Введение. Рассмотрена эксплуатация межрегиональных экспрессов, обслуживаемых электрическим моторвагонным подвижным составом, часть маршрута которых проходит по неэлектрифицированным участкам. На этих участках тягу электропоезда осуществляет пассажирский тепловоз, который обеспечивает также электропитание собственных нужд электропоезда и системы поддержания микроклимата в салонах. Цель исследования — сравнение энергетических показателей различных вариантов эксплуатации моторвагонного подвижного состава на смешанных маршрутах, включающих электрифицированные и неэлектрифицированные участки.

Материалы и методы. Проанализированы достигнутые в эксплуатации значения расхода топливно-энергетических ресурсов для ряда электрифицированных и неэлектрифицированных участков, в том числе связанные с обеспечением энергетических потребностей на собственные нужды электрического моторвагонного подвижного состава и работу систем поддержания микроклимата в салонах. Осуществлено сравнение энергозатрат при использовании на этих участках различных серий тягового подвижного состава.

Результаты. Получены данные по расходу топлива для тепловоза с электропоездом и дизель-поезда в зависимости от составности и времени года, а также показатели удельного расхода топлива для тепловоза, ведущего электропоезд, и дизель-поезда в зоне отрицательных температур, т. е. при гарантированно включенном отоплении.

Обсуждение и заключение. Показано, что использование тепловоза для тяги электропоезда по энергозатратам менее выгодно, чем использование дизель-поезда. Приведенные в статье сравнительные характеристики энергозатрат при различных вариантах эксплуатации моторвагонного подвижного состава на неэлектрифицированных участках являются предварительной оценкой. При сохранении актуальности данных исследований следующим этапом должна стать обработка данных от бортовых систем регистрации и проведение сравнительных испытаний.

24-39 151
Аннотация

Введение. Для решения задач динамики рельсовых экипажей необходимо задать кинематическое возмущение их колебаний, в качестве которого используют эквивалентные вертикальные и горизонтальные геометрические неровности левого и правого рельсов. Для формирования такого четырехмерного возмущения выполняют генерацию реализаций многомерного случайного процесса, на основе авто- и взаимных корреляционных функций или спектральных и взаимных спектральных плотностей реальных записей неровностей рельсового пути. Работа посвящена уточнению вероятностных характеристик возмущений, вызывающих колебания рельсовых экипажей, и разработке нового, упрощенного метода их генерации.

Материалы и методы. В работе выполнены вероятностный анализ длительных (свыше 14 км) записей натурных неровностей рельсового пути и аппроксимация полученных вероятностных характеристик аналитическими выражениями, соответствующими дифференцируемым случайным процессам. Параметры этих процессов найдены методом наименьших квадратов. Новым способом реализована генерация случайного процесса неровностей для координаты пути с помощью многомерного формирующего фильтра, импульсные характеристики которого найдены по аналитическим выражениям авто- и взаимных корреляционных функций.

Результаты. Были получены уточненные значения параметров вероятностных характеристик неровностей рельсового пути, которые могут быть использованы для задания возмущений колебаний рельсовых экипажей при решении задач динамики. Предложен упрощенный метод генерации неровностей для аргумента координаты пути, который обеспечивает высокую сходимость с данными, полученными ранее.

Обсуждение и заключение. Полученные вероятностные характеристики могут быть использованы для генерации многомерного случайного процесса неровностей при исследовании колебаний различных типов рельсовых экипажей, возникающих при их движении с различными скоростями. Предложенный упрощенный метод генерации позволяет сократить время, затраченное на задание возмущений при моделировании.

40-49 150
Аннотация

Введение. Для увеличения времени холодного простоя тепловозов в зимнее время авторы предлагают использовать тепловые аккумуляторы в масляной системе. Цель исследования — оценить возможность использования тепловых аккумуляторов для повышения температуры порции прокачиваемого масла непосредственно перед запуском дизельного двигателя в условиях отрицательных температур окружающей среды.

Материалы и методы. Объект исследования — тепловой аккумулятор, предполагаемый к использованию в составе масляной системы дизеля. Физический эксперимент проведен в лабораторных условиях на уменьшенной копии аккумулятора с дальнейшим масштабированием результатов на основе теории подобия на маневровый тепловоз. Регистрация параметров температуры осуществлялась в режиме реального времени с помощью автоматизированной системы измерения, собранной на базе микроконтроллера. Статистическая обработка результатов экспериментов выполнялась с помощью Microsoft Exсel.

Результаты. Представлены результаты испытаний лабораторного образца теплового аккумулятора для моторного масла. Проведена оценка зависимостей температуры масла внутри теплового аккумулятора и внутри картера дизеля маневрового тепловоза от времени холодного простоя, что доказывает эффективность использования предложенных технических решений.

Обсуждение и заключение. Аккумулирование тепловой энергии рабочих жидкостей дизельного двигателя тепловоза является перспективным методом, повышающим эффективность предпусковой подготовки тепловозов в условиях отрицательных температур. Метод сохранения тепла, использующийся в тепловом аккумуляторе, является универсальным и может быть применен как для масла, так и для охлаждающей жидкости транспортных дизелей. Предполагаемым объектом применения тепловых аккумуляторов является маневровый тепловоз.

50-58 187
Аннотация

Введение. На железнодорожном транспорте ультразвуковой контроль является одним из основных методов выявления дефектов типа нарушения сплошности (трещины, поры и другие) как в основном металле, так и в сварных соединениях различных объектов. К средствам ультразвукового контроля прежде всего относят дефектоскоп с пьезоэлектрическими преобразователями. Пьезоэлектрические преобразователи поставляются, как правило, в комплекте с дефектоскопом в зависимости от версии общего или специализированного назначения. Зачастую изготовитель дефектоскопа предлагает заказчику свой комплект поставки пьезоэлектрических преобразователей под ту или иную версию прибора с установленным программным обеспечением, ссылаясь на то, что пьезоэлектрический преобразователь других производителей не согласуется с электронным блоком. Целью статьи является проведение сравнительного анализа чувствительности ультразвукового контроля с применением прямых и наклонных преобразователей различных производителей, а также сопоставление полученных результатов с чувствительностью контроля при использовании пьезоэлектрических преобразователей, которые традиционно применяются на железной дороге.

Материалы и методы. Приведены результаты испытания образца при помощи дефектоскопа УД2-102 «Пеленг» производства ООО «Алтек». В качестве контактной жидкости применялось индустриальное масло И-20. Сравнивались пьезоэлектрические преобразователи: прямые (производства ООО «Алтек» и НПО «ИНАКОН» (РФ)) и наклонные (ООО «Алтек» (РФ), ООО «Искатель-2» (РФ) и SIUI (КНР)).

Результаты. Приведены результаты эксперимента по выявлению искусственных отражателей в виде сквозных цилиндрических боковых отверстий в образце из стали 20ГЛ прямыми и наклонными пьезоэлектрическими преобразователями различных производителей с использованием дефектоскопа УД2-102 «Пеленг».

Обсуждение и заключение. Подключение преобразователей других производителей к дефектоскопу УД2-102 «Пеленг» ООО «Алтек» подтвердило тот факт, что они согласуются с электронным блоком. Таким образом, при наличии широкого выбора пьезоэлектрических преобразователей от различных производителей требованием согласования с электронным блоком дефектоскопа УД2-102 «Пеленг» можно пренебречь. При этом важно, чтобы производитель оговаривал совместное использование его продукта с другими типами дефектоскопов.

Автоматизация и управление технологическими процессами на железнодорожном транспорте 

60-68 136
Аннотация

Введение. Проектирование продольного профиля сортировочных горок предусматривает выполнение конструктивных и технологических расчетов, при которых производится моделирование скатывания отцепов из одиночных вагонов с установленными характеристиками ― «расчетных бегунов». За время, прошедшее с разработки применяемых сегодня норм проектирования сортировочных горок, был значительно обновлен парк вагонов, возросла доля вагонов с нагрузкой на ось 25 т, разработаны модели инновационных вагонов с нагрузкой на ось 27 т. Объектом исследования в данной работе являются числовые характеристики основного удельного сопротивления движению вагонов при скатывании с сортировочной горки. Цель исследования — актуализация параметров «расчетных бегунов» для современного парка вагонов, обращающегося на сети железных дорог РФ.

Материалы и методы. Авторами выполнены натурные наблюдения за скатыванием одиночных вагонов на реальной сортировочной горке. Наблюдения проводились на прямом в плане участке пути, без торможения в пределах зоны измерения, в летний период года. Анализ статистических данных по скатыванию одиночных вагонов на той же сортировочной горке в летний период произведен с помощью комплекса компьютерного зрения, разработанного специалистами Ростовского филиала АО «НИИАС».

Результаты. Получены новые значения основного удельного сопротивления движению для установленных типов «расчетных бегунов». Показатели сопротивления значительно снижены по сравнению с существующими нормативами. Использование новых характеристик «расчетных бегунов» позволит повысить качество горочных расчетов при разработке проектных решений по высоте, продольному профилю и техническому оснащению сортировочных горок.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования показали необходимость корректировки правил и норм проектирования сортировочных устройств в части определения значений основного удельного сопротивления движению для установленных типов «расчетных бегунов». Для внесения в нормативные документы новых значений основного удельного сопротивления движению целесообразно продолжить данные исследования с целью расширения объема выборки и уточнения полученных результатов. При этом аналогичные исследования следует выполнить на разных станциях сети, расположенных в различных климатических зонах, как в летний, так и в зимний периоды.

Управление процессами перевозок 

70-80 122
Аннотация

Введение. Помехи, действующие в канале автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, искажают передаваемый сигнал и приводят к сбоям в работе сигнализации. Для снижения влияния помех на функционирование канала ранее был предложен приемник с квадратурными каналами и варианты его реализации с применением нелинейного преобразования сигналов в одном или двух сечениях приемника. Цель исследования — выявление наилучших вариантов реализации квадратурного приемника.

Материалы и методы. Основной метод исследования — имитационное моделирование на ЭВМ процесса функционирования исследуемых приемников в условиях воздействия гармонической помехи от линии электропередачи. Для этого в среде визуального программирования Simulink разработаны имитационные модели приемников, использована имитационная модель гармонической помехи и проведены эксперименты по оценке показателя помехоустойчивости, в качестве которого выбрана длительность временно́го интервала, на котором наблюдались ошибки в работе приемников.

Результаты. Определено влияние нелинейного преобразования сигналов на помехоустойчивость приемников в условиях воздействия гармонической помехи.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что среди всех рассмотренных вариантов реализации квадратурного приемника по критерию максимальной помехоустойчивости при воздействии гармонической помехи наиболее предпочтительным является приемник с зоной нечувствительности. Незначительно уступает ему приемник с комбинированным подавителем помех и зоной нечувствительности.

Транспортное материаловедение 

82-90 148
Аннотация

Введение. В настоящее время актуально использование свойств алюминиевых сплавов для решения проблем грузоподъемности вагонов. Узлы грузового вагона из алюминиевых сплавов примерно в три раза легче стальных, что позволяет при сохранении заданной нагрузки на ось перевозить больше грузов тем же количеством вагонов. Начало применения алюминия в качестве конструкционного материала для изготовления корпусов буксовых узлов положено Уральским вагоностроительным заводом еще в 1950-х гг.

Материалы и методы. Выполнен обзор исследований по изготовлению корпусов букс колесных пар грузовых вагонов из алюминиевых сплавов в нашей стране и за рубежом. Изучены технологии производства алюминиевого корпуса буксы, а также результаты стендовых и эксплуатационных испытаний.

Результаты. Анализ технологий производства корпусов букс из алюминиевых сплавов и результатов эксплуатационных испытаний опытной партии букс позволил получить перечень положительных и отрицательных сторон данной конструкции, а также сделать вывод о целесообразности ее применения.

Обсуждение и заключение. Предлагается возобновить работы по применению алюминиевых сплавов для изготовления корпусов букс грузовых вагонов c учетом современных условий эксплуатации. В целях подтверждения технико-экономической эффективности следует провести комплекс стендовых и эксплуатационных испытаний с применением современных диагностических комплексов.

Новости

2024-05-28

АО «ВНИИЖТ» и выставка «Электроника-транспорт»

26-28 июня 2024 года в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной (павильон №3) состоится выставка «Электроника-транспорт», в которой АО «ВНИИЖТ» традиционно принимает участие. 

Ещё новости...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.