Повышение эффективности фрикционной системы «колесо — рельс»
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182
Аннотация
Рассмотрена актуальность темы повышения эффективности фрикционной системы «колесо — рельс». Показано, что основным условием существенной оптимизации процессов взаимодействия в системе «колесо — рельс» является применение научно обоснованных технологий и технических средств лубрикации динамически нагруженной открытой пары трения. Описаны технология контактно-ротапринтного стержневого гребнерельсосмазывания «ГРС — РАПС» и ее преимущества над аналогами, а также опыт промышленного внедрения и эксплуатации. Сделан особый акцент на том, что в технологии гребнерельсосмазывания «ГРС — РАПС» термопластичный адгезив в основе стержневых твердых термопластичных смазочных материалов обеспечивает высокий уровень ресурса разового нанесения и, самое главное, активный переход смазочного материала с колеса на рельс и обратно, реализуя смазывание и защиту от износа не только гребней всех колес подвижного состава, но и боковой поверхности головки рельса в кривых участках пути и элементах стрелочных переводов. Предложена новая концепция построения системы лубрикации зоны контакта «колесо — рельс» на базе модернизированной и улучшенной технологии «ГРС — РАПС» и технологии модифицирования (металлоплакирования) рабочих поверхностей.
Об авторах
В. В. ШаповаловРоссия
Шаповалов Владимир Владимирович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Ростов-на-Дону, 344038, Россия
П. Н. Щербак
Россия
Щербак Петр Николаевич, д-р техн. наук, профессор, Ростов-на-Дону, 344038, Россия
В. М. Богданов
Россия
Богданов Виктор Михайлович, канд., техн. наук, главный научный сотрудник, Москва, 129626, Россия
Э. Э. Фейзов
Россия
Фейзов Эмин Эльдарович, канд. техн. наук, преподаватель, Ростов-на-Дону, 344038, Россия
П. В. Харламов
Россия
Харламов Павел Викторович, канд. техн. наук, доцент, Ростов-на-Дону, 344038, Россия
В. А. Фейзова
Россия
Фейзова Валентина Александровна, аспирант, Ростов-на-Дону, 344038, Россия
Список литературы
1. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: учеб. для вузов / В. А. Гапанович [и др.]; под ред. В. А. Гапановича. М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. 620 с.
2. Богданов В. М., Михайлова Н. В. Развитие исследований в области взаимодействия пути и подвижного состава // Вестник ВНИИЖТ. 2016. Т. 75. № 4. С. 256 – 260. DOI: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2016-75-4-256-260.
3. Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения. Управление содержанием системы колесо — рельс / пер. с англ. под ред. С. М. Захарова. М.: Интекст, 2017. 420 с.
4. Шаповалов В. В., Сладковски А., Эркенов А. Ч. Актуальные задачи современной триботехники и пути их решения // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2015. № 1. С. 64 – 75.
5. Физико-математическое моделирование нелинейных фрикционных систем / В. В. Шаповалов [и др.] // Известия высших учебных заведений. Технические науки. 2014. № 6. С. 77 – 82.
6. Шаповалов В. В., Харламов П. В., Горин С. Л. Повышение эффективности системы «колесо – рельс» // Трибология — машиностроению: тр. Десятой юбилейной Всерос. науч.-техн. конф. с участием иностранных специалистов. М.: Перо, 2014. С. 145 – 146.
7. Формирование адгезионных связей при контактно-ротапринтном смазывании / В. В. Шаповалов [и др.] // Трение и износ. 2017. Т. 38. № 5. С. 488 – 497.
8. Шаповалов В. В., Кохановский В. А., Эркенов А. Ч. Триботехника: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная механика» / под ред. В. В. Шаповалова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 348 с.
9. Повышение эффективности системы «путь — подвижной состав» / В. В. Шаповалов [и др.] // Локомотив. 2011. № 5. С. 40 – 42.
10. Способ рельсосмазывания: пат. 2479455 Российская Федерация: МПК B61K3/02 / В. В. Шаповалов [и др.]. Заявл. 13.04.2011; опубл. 20.04.2013. Бюл. № 11.
11. Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения / Г. И. Шульга [и др.] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2018. № 1 (197). С. 84 – 90.
12. Шаповалов В. В., Харламов П. В., Михайлюк А. В. Применение теоретических основ трибологии для разработки ресурсосберегающих систем на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2016. № 2. С. 85 – 92.
13. Улучшение условий функционирования фрикционной системы «колесо — рельс». Разработка ГОСТа для определения трибологических характеристик твердых смазочных материалов / И. В. Колесников [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 4 (3). С. 753 – 758.
14. Способ повышения эффективности фрикционных систем: пат. 2674899 Российская Федерация: МПК B61C15/10 / В. В. Шаповалов [и др.]. Заявл. 12.07.2016; опубл. 13.12.2018. Бюл. № 35.
15. Совершенствование методов металлоплакирования с целью повышения тягово-сцепных характеристик локомотивов / В. В. Шаповалов [и др.] // Трибология — машиностроению: тр. XII Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 80-летию ИМАШ РАН. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. С. 560 – 564.
Рецензия
Для цитирования:
Шаповалов В.В., Щербак П.Н., Богданов В.М., Фейзов Э.Э., Харламов П.В., Фейзова В.А. Повышение эффективности фрикционной системы «колесо — рельс». Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2019;78(3):177-182. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182
For citation:
Shapovalov V.V., Shcherbak P.N., Bogdanov V.M., Feyzov E.E., Kharlamov P.V., Feyzova V.A. Improving the efficiency of the “wheel — rail” friction system. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2019;78(3):177-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182