Проблемы создания перспективной двухосной тележки маневрового тепловоза
Аннотация
Анализ возможного варианта двухосной тележки маневрового тепловоза выявил недостаточность имеющегося научного задела для рационального выбора конструктивных решений. Установлена необходимость проведения исследования неровностей подъездных путей промышленных предприятий для определения влияния динамической разгрузки осей тепловоза на сцепные свойства и исследования их горизонтальной динамики методами моделирования с экспериментальной проверкой результата на уже выпускающихся тепловозах с целью определения типовых вариантов узлов поперечной связи между тележкой и кузовом. Для варианта тягового привода с жестким зубчатым колесом при оценке нагруженности узлов под действием динамического момента в приводе невозможно принять допущение о безударном характере процессов в тяговой передаче и пренебречь проскальзыванием колес по рельсу, что делает задачу корректного моделирования динамических процессов в приводе нерешаемой, а использовать ранее известные эмпирические закономерности для проектирования устройств подвески тяговых электродвигателей не удается по условиям компоновки узлов. Предложено использовать более изученный вариант тягового привода с упругим зубчатым колесом и подвеской типа «серьга» и варианты подвески, сохраняющие работоспособность при малой длине между осями верхнего и нижнего шарниров, а также допускающие ее унификацию с маятниковой подвеской. На данные решения получен патент на изобретение и два патента на полезную модель.
Об авторах
А. С. КосмодамианскийРоссия
Космодамианский Андрей Сергеевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Тяговый подвижной состав»
Москва, 127994
В. И. Воробьев
Россия
Воробьев Владимир Иванович, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Подвижной состав железных дорог»
Брянск, 241035
М. Ю. Капустин
Россия
Капустин Михаил Юрьевич, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Тяговый подвижной состав»
Москва, 127994
О. В. Измеров
Россия
Измеров Олег Васильевич, соискатель, кафедра «Подвижной состав железных дорог»
Брянск, 241035
Д. Н. Шевченко
Россия
Шевченко Дмитрий Николаевич, ассистент, кафедра «Тяговый подвижной состав»
Москва, 127994
Список литературы
1. Теория и конструкция локомотивов: учеб. для студентов вузов ж.д. транспорта / Г. С. Михальченко [и др.]. М.: Маршрут, 2006. 584 с.
2. Повышение надежности экипажной части тепловозов / А. И. Беляев [и др.]. М.: Транспорт, 1984. 248 с.
3. Тепловоз маневровый ТЭМ103. Руководство по эксплуатации: 2070.00.00.000 РЭ. Ч. 1. Описание и работа. Луганск: Лугансктепловоз, 2005. 127 с.
4. Зайцев Г. К. Устройство, эксплуатация и ремонт тепловозов серии 2ТЭ25А (2ТЭ25К). М.: ОАО «РЖД», 2014. 400 с.
5. Пневматическое рессорное подвешивание тепловозов / под ред. С. М. Куценко. Харьков: Вища школа, 1978. 97 с.
6. Евстратов А. С. Экипажные части тепловозов. М.: Машиностроение, 1987. 136 с.
7. Рыбачок В. М. Комплексная система реализации резервов по повышению безопасности работы железнодорожных путей промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.06. СПб: ПГУПС, 2008. 25 с.
8. Иванов В. Н. Конструкция и динамика тепловозов. М.: Транспорт, 1974. 336 с.
9. Евстратов А. С., Добрынин Л. К. Исследование динамики тяговых электродвигателей тепловозов ТЭ3 и ТЭ7 // Новости машиностроения. 1959. № 6. С. 6 – 8.
10. Потураев В. Н. Резиновые и резинометаллические детали машин. М.: Машиностроение, 1966. 299 с.
11. Корнев А. М., Липунов Д. В. Модернизация системы подвешивания тягового электродвигателя электровоза постоянного тока 2ЭС6 // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы Третьей Всероссийской науч.техн. конф. с междунар. участием (Омск, 10 – 11 ноября 2016 г.) / Омский гос. унт путей сообщения. Омск: ОмГУПС, 2016. С. 237 – 242.
12. Бирюков И. В., Беляев А. И., Рыбников Е. К. Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог. М.: Транспорт, 1986. 256 с.
13. Узел подвешивания тягового электродвигателя: пат. на изобретение № 2549427 Рос. Федерация: МПК В61С 9/50 / А. А. Пугачев [и др.]; патентообладатель Брянский гос. техн. ун.т. № 2014107284/11; заявл. 25.02.2014; опубл. 27.04.2015, Бюл. № 12.
14. Узел подвешивания тягового электродвигателя: пат. на полезную модель № 176428 Рос. Федерация: МПК В61С 9/38 / В. Г. Новиков [и др.]; патентообладатель Брянский гос. техн. ун.т. № 2017120580; заявл. 13.06.2017; опубл. 18.01.2018, Бюл. № 2.
15. Узел подвешивания тягового электродвигателя: пат. на полезную модель № 176843 Рос. Федерация: МПК В61С 9/38 / Д. Я. Антипин [и др.]; патентообладатель Брянский гос. техн. ун.т. № 2017120584; заявл. 13.06.2017; опубл. 30.01.2018, Бюл. № 4.
Рецензия
Для цитирования:
Космодамианский А.С., Воробьев В.И., Капустин М.Ю., Измеров О.В., Шевченко Д.Н. Проблемы создания перспективной двухосной тележки маневрового тепловоза. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2020;79(3):161-170. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-161-170
For citation:
Kosmodamianskiy A.S., Vorob’ev V.I., Kapustin M.Yu., Izmerov O.V., Shevchenko D.N. Problems of creating a promising biaxial bogie of a shunting diesel locomotive. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2020;79(3):161-170. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-161-170