Целостная модель формирования требований к грузовым вагонам на примере проекта «Северный широтный ход»
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-251-260
Аннотация
В условиях экономической интеграции важным фактором является повышение эффективности железнодорожного транспорта. Это зависит как от качества перевозочного процесса в целом, так и от качества отдельных его элементов. Особенно следует выделить подвижной состав, и в частности грузовые вагоны, так как именно с вагоном в пути следования производятся трудоемкие технологические операции, включая маневровые работы, техническое и коммерческое обслуживание, неплановый ремонт, а также стартовые и финишные операции — погрузка и выгрузка. Поэтому от качества вагонов не в малой степени зависит эффективность грузовых перевозок.
В этой связи в статье освещены результаты разработки целостной модели формирования требований к грузовым вагонам, повышающих эффективность перевозочного процесса с учетом особенностей конкретных условий перевозок. В данном случае целостная модель применена к условиям вывоза грузов с месторождений Западной Сибири по маршрутам магистрального проекта «Северный широтный ход».
Целостная модель формирования требований к вагонам Северного широтного хода включает:
• эксплуатационно-функциональную модель, содержащую обоснование технико-экономических параметров вагонов и модели полигонов их эксплуатации с учетом производимых технологических операций;
• модель надежности, содержащую обоснование показателей надежности вагонов и параметров системы их технического обслуживания и ремонта;
• модель оценки и подтверждения эффективности, основанную на результатах расчета комплекса технических и экономических показателей вагонов.
Целостная модель позволяет формировать рациональные требования к вагонам разного уровня специализации для конкретных условий эксплуатации. Модель позволяет также прогнозировать эффекты для участников перевозочного процесса при использовании вагонов с заданными характеристиками в конкретных условиях перевозок. Это способствует использованию принципов динамического ценообразования тарифов в зависимости не только от вида груза и региона, но и от маршрута следования, дальности перевозок и других параметров. В результате будут обеспечены преимущества и конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
Об авторах
С. В. ПетровРоссия
Петров Сергей Владимирович, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник
Москва, 129626
И. В. Назаров
Россия
Назаров Игорь Викторович, заместитель директора НЦ «НПСАП» — начальник отдела «Нетяговый подвижной состав»
Москва, 129626
О. Н. Назаров
Россия
Назаров Олег Николаевич, канд. техн. наук, заместитель начальника Департамента технической политики
Москва, 107174
Список литературы
1. Никаноров П. А. ИСО 9000:2015: говорим правильно! // Стандарты и качество. 2016. № 5 (947). С. 26 – 30.
2. Надежность и функциональная безопасность как основные составляющие качества пассажирских вагонов / С. В. Петров [и др.] // Вестник ВНИИЖТ. 2018. Т. 77. № 4. С. 241 – 249. DOI: 10.21780/2223-9731-2018-77-4-241-249.
3. Azgaldov G. G., Kostin A. V. Applied qualimetry: its origins, errors and misconceptions // Benchmarking: An International Journal. 2011. Vol. 18. No 3. P. 428 – 444.
4. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2010. 143 с.
5. Перспективы железнодорожных перевозок грузов по Северному широтному ходу [Электронный ресурс]. URL: https://opzt.ru/wp-content/uploads/2018/04/Vopros-3-Pehterev-F.S.pdf (дата обращения: 02.04.2020 г.).
6. Конструирование и расчет вагонов: учеб. / В. В. Лукин [и др.]; под ред. П. С. Анисимова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. 688 с.
7. Вагоны: учеб. для вузов железнодорожного транспорта / Л. А. Шадур [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. 439 с.
8. Zaripov R., Gavrilov P. Research Opportunities to Improve Technical and Economic Performance of Freight Car through the Introduction of Lightweight Materials in their Construction // Procedia Engineering. 2017. Vol. 187. P. 22 – 29.
9. Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонахцистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума [Электронный ресурс]: утв. Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (протокол от 21–22 мая 2009 г. № 50) (ред. от 15–16 окт. 2019 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/902165572 (дата обращения: 02.04.2020 г.).
10. ГОСТ 16350–80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. М.: Изд-во стандартов, 2002. 92 с.
11. Устройство мониторинга и диагностики вагона [Электронный ресурс]. URL: https://ratorm.ru/produktsiya/ustrojstvo-monitoringai-diagnostiki-vagona (дата обращения: 15.04.2020 г.).
12. Зайцев А. А., Крылов А. В. Электронное запорно-пломбировочное устройство как основа системы для интеллектуального железнодорожного транспорта // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 2 (57). С. 59 – 62.
13. Monitoring of railway freight vehicles using onboard systems / N. Bosso [et al.] // Procedia Structural Integrity. 2019. Vol. 24. P. 692–705.
14. Ußler H., Michler O., Löffler G. Validation of multiple sensor systems based on a telematics platform for intelligent freight wagons // Transportation Research Procedia. 2019. Vol. 37. P. 187 – 194.
15. Günay M., Korkmaz M., Özmen R. An investigation on braking systems used in railway vehicles // Engineering Science and Technology: An International Journal. 2020. Vol. 23. No. 2. P. 421 – 431.
16. FastBrake™ Electronic Air Brake [Электронный ресурс]. URL: https://www.wabtec.com/products/1435/fastbrake™-electronic-air-brake (дата обращения: 20.04.2020 г.).
17. Electro-Pneumatic Brakes [Электронный ресурс]. URL: http://www.railway-technical.com/trains/rolling-stock-index-l/trainequipment/brakes/electro-pneumatic-brakes-d.html (дата обращения: 20.04.2020 г.).
18. Единая программа и методика организации и проведения подконтрольной эксплуатации новых моделей грузовых вагонов и их составных частей [Электронный ресурс]: утв. Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (протокол от 26–27 окт. 2016 г. № 65). 39 с. URL: https://base.garant.ru/71527348/7d5cfd3771f79d730d1403758635cbab (дата обращения: 20.04.2020 г.).
19. Методика расчета расходных ставок для экономической оценки технологий перевозочного процесса в грузовом движении: утв. вице-президентом ОАО «РЖД» В. Г. Лемешко 7 нояб. 2011 г. № 305. 63 с.
20. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 27 дек. 2007 г. № 2459р. 62 с. URL: https://jd-doc.ru/2007/dekabr-2007/12704-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-2712-2007-n-2459r (дата обращения: 20.04.2020 г.).
21. СТО ОПЖТ 25–2012. Методика расчета экономически обоснованных цен на новые модели грузовых вагонов и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла [Электронный ресурс]: утв. решением общего собрания некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (протокол от 17 фев. 2012 г. № 13). 14 с. URL: https://opzt.ru/sites/default/files/document/2014/07/341/327.pdf (дата обращения: 20.04.2020 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Петров С.В., Назаров И.В., Назаров О.Н. Целостная модель формирования требований к грузовым вагонам на примере проекта «Северный широтный ход». Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2020;79(5):251-260. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-251-260
For citation:
Petrov S.V., Nazarov I.V., Nazarov O.N. Holistic model of the formation of requirements for freight cars on the example of the “Northern Latitudinal Railway” project. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2020;79(5):251-260. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-251-260