Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Реляционная модель государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-261-270

Полный текст:

Аннотация

Основной задачей, стоящей перед государством, является решение публично значимых вопросов для достижения общественных интересов. При этом не каждая страна обладает необходимыми ресурсами, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации. В этом случае повышение эффективности естественных монополий в конъюнктуре транспортного рынка становится наиболее актуальным направлением в государственной деятельности.

Статья посвящена вопросам государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте. В первую очередь реализуемые проекты с частным капиталом должны устранить лимитирующие участки на сети железных дорог России и обеспечить развитие крупных промышленных районов за счет создания разветвленной транспортной сети, формирование которой невозможно без участия государства.

Для повышения привлекательности проектов государственно-частного партнерства авторами с учетом основ управления человеческим капиталом рассмотрены аспекты дополнительного эффекта для партнеров, который определен понятием «реляционный эффект». Положительная динамика социально ориентированных и неучтенных в соглашении сторон показателей свидетельствует о наличии преимуществ от совместной деятельности и положительном реляционном эффекте, а негативное изменение — об отсутствии данного эффекта.

На основании выполненных исследований предложен базирующийся на интегральной оценке механизм контроля эксплуатационных затрат, позволяющий анализировать фактические прямые расходы партнеров и сравнивать отклонения от установленных нормативов. Данный механизм используется в государственной вертикально интегрированной процедуре централизованного обучения органов власти государственночастному партнерству. Формализован общий алгоритм реляционной модели взаимодействия сторон инвестиций, проиллюстрированный на примере реализации проекта строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Математическое обеспечение процесса рассмотрения информации по проекту и принятия решения по заключению соглашения о государственно-частном партнерстве выполнено в программе «Автоматизированная система консолидации, подбора и контроля реализации инновационных проектов концессионных форм управления на железнодорожном транспорте». Получаемые результаты интегрированы в программный комплекс инновационного развития объектов и настроены на трансформацию, эффективное использование потенциала партнеров, инвесторов, исполнителей и предприятий отрасли.

Об авторах

Н. Ф. Сирина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО «УрГУПС»)
Россия

Сирина Нина Фридриховна, д-р техн. наук, доцент, проректор по учебной работе и связям с производством

Екатеринбург, 620034



В. П. Першин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО «УрГУПС»); Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России
Россия

Першин Виталий Павлович, аспирант, механический факультет, ФГБОУ ВО «УрГУПС»; руководитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России

Екатеринбург, 620034
Екатеринбург, 620027 



Список литературы

1. Государственно-частное партнерство в сфере транспорта как фактор развития региональной экономики / Н. Ф. Сирина [и др.] // Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт – 2019: сб. тезисов докл. V ежегодной науч. конф. (Санкт-Петербург, 7 июня 2019 г.) / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2019. С. 61–64.

2. Акопян О. А. Незапрошенные предложения в ГЧП (финансово-правовой аспект): ограничение инвестиционной активности рамками государственного (муниципального) планирования // Юрист. 2019. № 7. С. 3 – 9.

3. Зябкина А. А. Привлечение частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 6 (73). С. 18 – 23.

4. Сирина Н. Ф., Першин В. П. Реляционный потенциал объектов государственно-частного партнерства железнодорожного транспорта // Транспорт Урала. 2020. № 3. С. 3 – 16.

5. Мачерет Д. А., Кузнецов Р. А. О необходимости актуализации методологии определения ставки дисконтирования методом средневзвешенной стоимости капитала // Материалы Седьмой Междунар. науч.-методологич. конф. «Стоимость собственности: оценка и управление» (Москва, 26 нояб. 2015 г.). М., 2015. С. 206 – 208.

6. Корчагин А. П., Соловьев В. В. Пути повышения качества предпроектной деятельности в ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. 2014. № 3. С. 21 – 26.

7. Добрин А. Ю. Экономическое обоснование механизмов государственно-частного партнерства в транспортном строительстве [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / МГУПС. М., 2016. URL: https://miit.ru/content/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?id_wm=749848 (дата обращения: 10.04.2020 г.).

8. Цыганов В. В., Басыров С. К., Ковалев С. М. Механизм обучения энергоэффективности на цифровом железнодорожном транспорте // Труды Восьмой науч.-техн. конф. «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ – 2019)» (Москва, 14 нояб. 2019 г.). М.: АО «НИИАС», 2019. С. 203 – 207.

9. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта // Вестник ВНИИЖТ. 2015. Т. 74. № 6. С. 3 – 8.

10. Сирина Н. Ф. Методологические основы формирования адаптивных механизмов организации вагоноремонтного комплекса: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.22. Казань, 2009. 295 с.

11. Автоматизированная система консолидации, подбора и контроля реализации инновационных проектов концессионных форм управления на железнодорожном транспорте (АСКП РИП) [Электронный ресурс]: св-во о гос. регистрации программы для ЭВМ от 26.05.2020 г. № 2029633747 / Н. Ф. Сирина, В. П. Першин // ФИПС: [сайт]. Программы для ЭВМ. Базы данных. URL: https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2029633747&TypeFile=html (дата обращения: 10.06.2020 г.).

12. О государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 10.04.2020 г.).

13. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572 (дата обращения: 11.04.2020 г.).

14. О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1514. URL: http://base.garant.ru/71296434 (дата обращения: 11.04.2020 г.).

15. Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципальночастного партнерства и определения их сравнительного преимущества [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 30 нояб. 2015 г. № 894. URL: http://docs.cntd.ru/document/420321343 (дата обращения: 15.04.2020 г.).

16. Об утверждении Правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 3 дек. 2015 г. № 1309. URL: http://base.garant.ru/71267332 (дата обращения: 15.04.2020 г.).

17. Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципальночастного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственночастного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 19 дек. 2015 г. № 1386. URL: http://base.garant.ru/71288558 (дата обращения: 15.04.2020 г.).


Для цитирования:


Сирина Н.Ф., Першин В.П. Реляционная модель государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020;79(5):261-270. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-261-270

For citation:


Sirina N.F., Pershin V.P. Relational model of public-private partnership in railway transport. VNIIZHT Scientific Journal. 2020;79(5):261-270. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-261-270

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)