Разработка и внедрение первых отечественных вагонов-автомобилевозов для перевозки легковых автомобилей в составе пассажирских поездов
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-282-291
Аннотация
Одним из направлений деятельности АО «ФПК» является создание конкурентных преимуществ пассажирского железнодорожного транспорта путем формирования предложений по предоставлению новых услуг в поездах дальнего следования. В настоящее время возникла потребность междугородней и даже международной перевозки легковых автомобилей пассажиров, путешествующих в поездах дальнего следования.
Для решения этого вопроса АО «ФПК» разработало техническое задание, в соответствии с которым ПКТБ Л ОАО «РЖД» спроектировало специализированный вагон для перевозки легковых автомобилей в составе поездов дальнего следования. Он создан на базе вагона модели 47Д постройки Германии, который был модернизирован при проведении его капитальновосстановительного ремонта.
Головной образец нового вагона прошел полный комплекс испытаний в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 001/2011 в испытательном центре ЗАО НО «ТИВ». На основании положительных результатов проведенных динамико-прочностных, противопожарных, электротехнических и других испытаний Воронежский вагоноремонтный завод получил от Федерального агентства железнодорожного транспорта сертификат соответствия требованиям ТР ТС и право изготовления установочной партии вагонов.
В ходе испытаний на соударения была установлена низкая надежность штатного упорно-винтового крепления колес автомобилей. С целью устранения отмеченного недостатка было разработано замково-тросовое крепление. Повторные испытания на соударения подтвердили эффективность новой конструкции крепления колес.
Эксплуатация первых партий вагонов (8 и 5 шт.) показала большую востребованность данного вида услуг, особенно на направлениях Москва — Санкт-Петербург — Москва, Москва Хельсинки — Москва, Москва — Адлер — Москва. В связи с этим прорабатывается вопрос разработки и изготовления новых вагонов с повышенными эксплуатационными показателями (увеличение числа перевозимых автомобилей до 8 – 10 шт. вместо 4 – 5 шт. в эксплуатируемых вагонах).
Об авторах
С. Л. СамошкинРоссия
Самошкин Сергей Львович, д-р техн. наук, начальник управления научно-технического обеспечения и развития
Тверь, 170003
С. Д. Коршунов
Россия
Коршунов Сергей Дмитриевич, канд. техн. наук, заведующий лабораторией «Динамикопрочностные испытания вагонов»
Тверь, 170003
О. С. Самошкин
Россия
Самошкин Олег Сергеевич, канд. техн. наук, главный специалист, отдел разработки и внедрения нового подвижного состава
Москва, 107078
А. Г. Удельнов
Россия
Удельнов Артём Геннадьевич, инженер ІІ категории
Тверь, 170003
Д. В. Семенов
Россия
Семенов Дмитрий Владимирович, начальник отдела конструкторских работ пассажирских вагонов локомотивной тяги
Москва, 105082
Список литературы
1. Стратегия развития АО «ФПК» до 2030 года и основные приоритеты его развития до 2015 года. М.: ОАО «ФПК», 2012. 54 с.
2. Самошкин О. С. Обзор развития услуги по перевозке личных автомобилей в составе пассажирских поездов // Проблемы и перспективы развития вагоностроения: сб. науч. тр. VІІ Всерос. науч.-техн. конф. (Брянск, 18–19 апр. 2019 г.). Брянск: БГТУ, 2016. С. 117 – 119.
3. Лидер пассажирской мобильности: годовой отчет АО «ФПК». М.: АО «ФПК», 2019. 224 с.
4. ТУ 32 ЦЛ 0171–2010. Вагон пассажирский для перевозки легковых автомобилей. Л1.0218.00.00.000. М.: ПКТБ Л ОАО «РЖД», 2010. 19 с.
5. Нормы для расчета и проектирования новых и модернизированных вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). М.: ВНИИВ : ВНИИЖТ, 1983. 260 с.
6. НБ ЖТ ЦЛ 01–98. Вагоны пассажирские железнодорожные. Нормы безопасности / МПС России. М., 1998. 26 с.
7. ГОСТ Р 55182–2012. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования: нац. стандарт Российской Федерации: утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 нояб. 2012 г. № 1161-ст: дата введения: 2014-01-01. М.: Стандартинформ, 2013. 24 с.
8. Третьяков А. В. Продление срока службы подвижного состава. М.: МБА, 2011. 304 с.
9. Третьяков А. В. Управление индивидуальным ресурсом вагонов в эксплуатации: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.07. СПб.: ПГУПС, 2004. 52 с.
10. Коршунов С. Д., Антипин Д. Я. Разработка методики оценки ресурса несущих конструкций вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт // Вестник ВНИИЖТ. 2011. № 1. С. 19 – 22.
11. Коршунов С. Д., Ворон О. А. Комплексные испытания, оценка несущей способности и остаточного ресурса специализированного пассажирского вагона // Вестник Ростовского гос. ун-та путей сообщения. 2014. № 1. С. 8–12.
12. РД 24.050.37–95. Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества. М., 1995. 101 с.
13. Коршунов С. Д., Самошкин С. Л. Современные методы испытаний железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонты различных объемов и вновь построенного // Вагонный парк. 2012. № 7. С. 15 – 18.
14. Методика расчетно-экспериментальных исследований кузовов современного подвижного состава / С. Д. Коршунов [и др.] // Известия Петербургского ун-та путей сообщения. 2015. № 4. С. 38–47.
Рецензия
Для цитирования:
Самошкин С.Л., Коршунов С.Д., Самошкин О.С., Удельнов А.Г., Семенов Д.В. Разработка и внедрение первых отечественных вагонов-автомобилевозов для перевозки легковых автомобилей в составе пассажирских поездов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2020;79(5):282-291. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-282-291
For citation:
Samoshkin S.L., Korshunov S.D., Samoshkin O.S., Udel’nov A.G., Semenov D.V. Development and implementation of the first domestic automobile-carrying cars for the transportation of automobiles in the passenger trains. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2020;79(5):282-291. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-5-282-291