Экономические параметры перевозок поездами «Холодный экспресс» на примере маршрута Владивосток—Москва—Санкт-Петербург
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-319-326
Аннотация
В настоящее время в стадии проработки находится проект организации перевозок скоропортящихся грузов поездами «Холодный экспресс», представляющий собой новый транспортный продукт, нацеленный на доставку продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и прочих высокодоходных грузов в города, до которых нецелесообразно назначение регулярных контейнерных поездов. В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности инвестиционного проекта организации перевозок грузов в регулярных рефрижераторных контейнерных поездах на примере маршрута Владивосток—Москва—Санкт-Петербург с учетом обустройства не менее 18 контейнерных площадок, способных обрабатывать транзитные контейнерные поезда. Перевозки по проекту «Холодный экспресс» предполагают доставку грузов на маршруте Владивосток—Москва—Санкт-Петербург в попутные крупные города контейнерным поездом, загруженным рефрижераторными и изотермическими контейнерами, по разработанному расписанию с заранее известным временем прибытия и отправления. При развитии перевозок в обоих направлениях и выходе на проектную мощность емкость рынка перевозок грузов на пилотном маршруте сервиса «Холодный экспресс» составит 2,0 млн т. Грузопоток будут формировать 23 остановки на маршруте, 2 портовых узла, 2 пограничных сухопутных перехода с размерами движения 7 пар поездов в неделю. В составе проекта произведена оценка потребности в локальной реконструкции попутных станций и обустройстве на них новых или переоборудовании действующих контейнерных терминалов. При этом ввод в строй данных терминалов предполагается постепенным в течение 7 лет реализации проекта, что позволяет также постепенно наращивать грузовую базу и улучшать качество перевозок. Приведены результаты расчетов коммерческой эффективности проекта для ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры, перевозчика и оператора этих контейнерных терминалов, которые показывают его высокую перспективность. Даже при неполной загрузке поезда, прогнозируемой из-за неравномерной густоты грузопотока, чистый дисконтированный срок окупаемости составляет 10 лет.
Об авторах
С. П. ВакуленкоРоссия
Вакуленко Сергей Петрович, кандидат технических наук, профессор, директор Института управления и цифровых технологий
Москва, 127055
Д. Ю. Роменский
Россия
Роменский Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель, кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»
Москва, 127055
М. И. Мехедов
Россия
Мехедов Михаил Иванович, кандидат технических наук, заместитель Генерального директора — директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»)
Москва, 129626
А. А. Гавриленков
Россия
Гавриленков Анатолий Александрович, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией «Техникоэкономическая оценка научно-технических проектов»
Москва, 127055
А. М. Насыбуллин
Россия
Насыбуллин Айрат Марсович, ассистент, кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»
Москва, 127055
В. В. Соловьев
Россия
Соловьев Вячеслав Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономика и управление в строительстве»
Москва, 129337
Список литературы
1. Типовая технология перевозки грузов поездами «Холодный экспресс»: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 5 марта 2020 г. № 493/р. Екатеринбург: УралЮрИздат, 2020. 24 с.
2. Скачков А.А., Мехедов М.И., Петров В.В. Перевозка скоропортящихся грузов по технологии «Холодный экспресс» // Железнодорожный транспорт. 2018. № 9. С. 51–54.
3. Вакуленко С.П. «Холодный экспресс» отправляется: [беседа с директором Института управления и информационных технологий (ИУИТ) Российского университета транспорта РУТ (МИИТ)] / беседовал В. Горелкин // Гудок. 2019. 19 июня (Вып. № 105). С. 7.
4. РЖД хотят пустить «Холодный экспресс» с остановками для ускорения перевозки скоропорта [Электронный ресурс] // Интернет-портал ОАО «РЖД». URL: https://press.rzd.ru/smi/public/ru/json?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&refererLayerId=5049&id=311882 (дата обращения: 16.03.2020 г.).
5. СП 262.1325800.2016. Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства: утв. приказом Минстроя России от 3 дек. 2016 г. № 886/пр. М.: Стандартинформ, 2017. 32 с.
6. Маликов О.Б., Коровяковский Е.К., Коровяковская Ю.В. Проектирование контейнерных терминалов: учеб. пособие. СПб.: ПГУПС, 2015. 52 с.
7. Васильев Ю.И., Слицан А.Е. Современные тенденции развития контейнерных терминалов // Эксплуатация морского транспорта. 2007. № 3 (49). С. 10–12.
8. Оптимизация взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта в контейнерных терминалах / В. Д. Шепелев [и др.] // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. № 2. С. 185–192.
9. Каталог техники компании CVS Ferrari [Электронный ресурс]. URL: http://cvsferrarirus.ru/katalog (дата обращения: 24.04.2020 г.).
10. Container handling solutions [Электронный ресурс]. URL: https://www.steelbro.com (дата обращения: 24.04.2020 г.).
11. Долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р. URL: https://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=7017 (дата обращения: 24.04.2020 г.).
12. Баскаков П.В. Проблемы организации контейнерных перевозок // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 5–6. С. 53–59.
13. Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»: тарифное руководство № 1. Ч. 1, 2: постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 47-т/5 // Российская газета. 2003. № 30 (Ст. 164 с изм. и допол. в ред. от 1 янв. 2019 г.).
14. Соловьев В.В. Отраслевые особенности определения укрупненных показателей стоимости строительства // Экономика железных дорог. 2016. № 6. С. 46–53.
15. Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства [Электронный ресурс]: приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 дек. 2019 г. № 917/пр. URL: http://docs.cntd.ru/document/564222092 (дата обращения: 24.04.2020 г.).
16. Соловьев В.В., Кузнецова А.Э. Моделирование стоимостных нормативов для объектов железнодорожного строительства // Экономика железных дорог. 2016. № 12. С. 44–51.
17. Соловьев В.В., Корчагин А.П., Абу - Хайдар С.Б. Направления актуализации сметных норм в транспортном строительстве // Мир транспорта. 2018. Т. 16. № 2 (75). С. 116–127.
18. Корчагин А.П., Полтава А.В., Соловьев В.В. Факторы безопасности как показатели качества работы транспортной инфраструктуры // Устойчивое развитие: общество, экология, экономика: материалы XV Междунар. науч. конф. (Москва, 28 марта 2019 г.). В 4 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева; Московский ун-т им. С.Ю. Витте. М., 2019. С. 369–376.
19. Повышение эффективности инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте: монография / А.В. Марцинковская [и др.]; под ред. Д.А. Мачерета и А.В. Марцинковской. М.: МИИТ, 2015. 172 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вакуленко С.П., Роменский Д.Ю., Мехедов М.И., Гавриленков А.А., Насыбуллин А.М., Соловьев В.В. Экономические параметры перевозок поездами «Холодный экспресс» на примере маршрута Владивосток—Москва—Санкт-Петербург. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2020;79(6):319-326. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-319-326
For citation:
Vakulenko S.P., Romenskiy D.Yu., Mekhedov M.I., Gavrilenkov A.A., Nasybullin A.M., Solov'ev V.V. Economic parameters of transportation by “Cold Express” trains on the example of the route Vladivostok—Moscow—St. Petersburg. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2020;79(6):319-326. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-319-326