Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Расчет зависимости коэффициента трения композиционных гребневых колодок для локомотивов от силы нажатия и скорости торможения

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-337-342

Полный текст:

Аннотация

АО «ФРИТЕКС» разработаны безасбестовые гребневые тормозные композиционные колодки UR 01-01 с пониженным коэффициентом трения, которые в отличие от применяемых в настоящее время на локомотивах чугунных гребневых тормозных колодок обладают высокой износостойкостью и более стабильными фрикционными свойствами на высоких скоростях. Они намного легче традиционных чугунных колодок, что обеспечивает уменьшение затрат на логистику и облегчает их замену сервисными подразделениями. Однако новые материалы, применяемые для производства колодки, а также ее инновационная конструкция, в которой сочетаются два типа материалов, требуют детального исследования ее фрикционных свойств. Для этого было выполнено моделирование режимов торможения локомотива, оборудованного колодками UR 01-01, в натурном узле тормозного механизма на инерционном стенде при фиксированных нажатиях и скоростях. По результатам экспериментов были определены величины коэффициентов трения тормозной колодки и установлена зависимость коэффициента трения колодок от силы нажатия и скорости торможения. Полученные данные использованы в тормозных расчетах для электровоза серии ВЛ80, включающих определение тормозного пути, удержание одиночного локомотива на уклоне стояночным тормозом и обеспечение безъюзового торможения в связи с более высокими значениями коэффициента трения колодки UR 01-01 на высоких скоростях. Композиционная гребневая колодка обеспечивает соответствие нормативным значениям показателей длины тормозного пути, безъюзового торможения и удержания на уклоне для электровоза серии ВЛ80. При этом применение этих композиционных колодок возможно без изменений в устройстве рычажной передачи электровоза. Для апробации полученной эмпирической зависимости коэффициента трения новых колодок от силы нажатия и скорости торможения локомотива и ее повсеместного применения в расчетах тормозных систем необходимо проведение ходовых тормозных испытаний.

Об авторах

А. Э. Габидуллин
Общество с ограниченной ответственностью «Локомотивные технологии» (ООО «ЛокоТех»)
Россия

Габидуллин Алексей Эрнестович, кандидат технических наук, руководитель проекта

Москва, 109004



Д. В. Горский
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
Россия

Горский Дмитрий Вячеславович, руководитель группы, НЦ «НПСАП»

Москва, 129626



И. В.  Назаров
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
Россия

Назаров Игорь Викторович, заместитель директора НЦ «НПСАП» — начальник отдела «Нетяговый подвижной состав»

Москва, 129626



В. А.  Никитин
Акционерное общество «Завод фрикционных и термостойких материалов» (АО «ФРИТЕКС»)
Россия

Никитин Владислав Альбертович, директор по развитию

Ярославль, 150003



Список литературы

1. Исследование изнашивания и его предотвращение в системе «тормозная колодка—колесо—рельс»/ А.В. Шакина [и др.] // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Том 14. № 4 (5). С. 1335–1337.

2. ГОСТ 33421–2015. Колодки тормозные композиционные и металлокерамические для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия: межгос. стандарт: введен в действие в качестве нац. стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сент. 2019 г. № 747-ст: дата введения 2020-02-01. М.: Стандартинформ, 2019. 34 с.

3. ГОСТ 33695–2015. Колодки тормозные чугунные для железнодорожного подвижного состава: межгос. стандарт: принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации протоколом от 10 дек. 2015 г. № 48-2015. Минск, [2017]. 45 с.

4. Жаров И.А., Воронин И.Н. Перспективные показатели оценки работоспособности тормозных фрикционных пар // Вестник ВНИИЖТ. 2012. № 5. С. 36–39.

5. Правила тяговых расчетов для поездной работы: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 12 мая 2016 г. № 867р. М.: ОАО «РЖД», 2016. 515 с.

6. Гребенюк П.Т., Долганов А.Н., Скворцова А.И. Тяговые расчеты: справочник. М.: Транспорт, 1987. 272 с.

7. ГОСТ 30249–97. Колодки тормозные чугунные для локомотивов. Технические условия: межгос. стандарт: введен в действие в качестве гос. стандарта Российской Федерации постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 10 июня 1998 г. № 246: дата введения 1999-07-01. М.: Стандартинформ, 2005. 11 с.

8. Жаров И.А. Проблемы триботехнических инноваций на железнодорожном транспорте // Вестник ВНИИЖТ. 2007. № 5. С. 8–11.

9. Павлюков А.Э., Черепов О.В., Шалупина П.И. Тормозные колодки грузовых вагонов: анализ повреждаемости и факторов, влияющих на создание тормозной силы // Вестник Уральского гос. ун-та путей сообщения. 2017. № 4. С. 4–11.

10. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства: пат. 83817 Рос. Федерация: МПК B61H 7/02 F16D 65/04 / А.И. Ворончихин, И.А. Налев, В.Н. Бычков. № 2009101264/22; заявл. 16.01.2009; опубл. 20.06.2009, Бюл. № 17. 6 с.

11. Химмельблау Д.М. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. 536 с.

12. ГОСТ Р 55364–2012. Электровозы. Общие технические требования: нац. стандарт Российской Федерации: введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 дек. 2012 г. № 1916-ст: дата введения 2014-01-01. М.: Стандартинформ, 2013. 36 с.


Для цитирования:


Габидуллин А.Э., Горский Д.В.,  Назаров И.В.,  Никитин В.А. Расчет зависимости коэффициента трения композиционных гребневых колодок для локомотивов от силы нажатия и скорости торможения. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020;79(6):337-342. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-337-342

For citation:


Gabidullin A.E., Gorskiy D.V., Nazarov I.V., Nikitin V.A. Calculation of the dependence of friction coefficient of locomotive composite ridge brake shoes on pressing force and braking speed. Journal "Russian Railway Science". 2020;79(6):337-342. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-337-342

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)