Разработка системы кондиционирования с индивидуальным регулированием температуры и расхода воздуха в купе пассажирского вагона
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-1-30-34
Аннотация
Поддержание оптимальных параметров микроклимата в вагоне в пути следования является важнейшим требованием при перевозке пассажиров. В пассажирских вагонах повышенной комфортности поддержание оптимальных параметров микроклимата достигается путем функционирования системы кондиционирования воздуха, обеспечивающей индивидуальное регулирование температуры воздуха в каждом купе. Системы индивидуального регулирования температуры воздуха, применяемые в системах кондиционирования воздуха, разделяют на две группы: активные и пассивные.
В статье предлагается к рассмотрению комбинированная активно-пассивная система с раздельной подачей воздуха с более низкой и более высокой по сравнению с поддерживаемой в купе температурой и установкой индивидуальных эжекционных доводчиков, позволяющая повысить эффективность индивидуального регулирования параметров воздуха в купе.
Для оценки равномерности распределения температуры и скорости потока воздуха по объему вагона при предлагаемой схеме регулирования проведено трехмерное моделирование распределения этих параметров в купе на базе программного обеспечения Autodesk CFD.
Приведенные результаты моделирования свидетельствуют о равномерности распределения температуры и скорости потока воздуха по объему купе, что позволяет охарактеризовать предлагаемую систему как достаточно энергоэффективную, простую в управлении и надежную в эксплуатации.
Об авторах
Г. М. СтоякинРоссия
Стоякин Григорий Михайлович, ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию
Москва, 115114
А. В. Костин
Россия
Костин Александр Владимирович, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта»
Москва, 127055
С. Н. Науменко
Россия
Науменко Сергей Николаевич, д-р техн. наук, начальник отдела Центра электрификации и теплоэнергетики
Москва, 129626
Список литературы
1. Стоякин Г. М., Костин А. В., Науменко С. Н. Пути улучшения характеристик климатических систем пассажирского подвижного состава // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79. № 1. С. 34–38. DOI: https://dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-1-34-38.
2. Стоякин Г. М., Костин А. В. Пути улучшения воздушной среды в пассажирских вагонах // Вопросы технических наук в свете современных исследований: cб. ст. по материалам II–III Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2017. № 2–3 (2). С. 5–12.
3. Стоякин Г. М., Костин А. В., Науменко С. Н. Пути повышения энергоэффективности климатических систем пассажирских вагонов // Проблемы безопасности на транспорте: cб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. Ю. И. Кулаженко. Гомель: БелГУТ, 2019. Ч. 1. С. 318–320.
4. СП 2.5.1198–03. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]: утв. главным государственным санитарным врачом РФ от 3 марта 2003 года: дата введения 3 июня 2003 года: зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апр. 2003 г., регистрац. № 4348 (с изменениями на 10 июня 2016 г.). URL: http://doc.rzd.ru (дата обращения: 15.01.2021 г.).
5. СП 2.5.2647–10. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Изменения и дополнения № 2 к СП 2.5.1198–03 [Электронный ресурс]: утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 г. № 68: дата введения 12 июля 2010 г.: зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2010 г., регистрац. № 17750. URL: https://rg.ru/2010/07/16/sanpraviladok.html (дата обращения: 15.01.2021 г.).
6. Жариков В. А. Климатические системы пассажирских вагонов. М.: Трансинформ, 2006. 135 с.
7. Минаев Б. Н., Костин А. В., Стоякин Г. М. О влиянии искусственной турбулизации пограничного слоя на гидравлическое сопротивление пучка круглых труб, омываемых поперечным потоком вязкой среды // Наука и техника транспорта. 2012. № 2. С. 47–52.
8. Высоконадежная энергосберегающая климатическая система [Электронный ресурс]. URL: https://e-n-e-r-g-o.ru (дата обращения: 15.01.2021 г.).
9. Все про трубку Вентури [Электронный ресурс]. URL: https:// kipiavp.ru (дата обращения: 15.01.2021 г.).
10. CFD-моделирование [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/gidrotekhnika/141978-cfd-modelirovanie (дата обращения: 15.01.2021 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Стоякин Г.М., Костин А.В., Науменко С.Н. Разработка системы кондиционирования с индивидуальным регулированием температуры и расхода воздуха в купе пассажирского вагона. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2021;80(1):30-34. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-1-30-34
For citation:
Stoyakin G.M., Kostin A.V., Naumenko S.N. Development of an air conditioning system with individual regulation of temperature and air flow rate in a compartment of a passenger car. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2021;80(1):30-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-1-30-34