Принципы определения эффективных параметров организации движения поездов в пригородно-городском сообщении с учетом дифференциации классов транспортного обслуживания
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-108-117
Аннотация
Ввод нового транспортного продукта в городских агломерациях способствует привлечению дополнительного пассажиропотока путем изменения параметров организации движения пригородных поездов. Рассмотрена задача по определению эффективных параметров маршрутной сети пригородно-городского железнодорожного сообщения для достижения приемлемых финансовых результатов владельцев инфраструктуры и перевозчиков. Определены управляемые переменные, характеризующие маршрутную сеть пригородно-городского сообщения и включающие в себя тип графика движения поездов, интервал движения, маршруты следования, размеры движения, станции отправления и прибытия, класс транспортного обслуживания. Определено также, что распределение корреспонденций пассажиропотока по сети транспортных продуктов зависит как от набора управляемых переменных, так и от времени поездки железнодорожным транспортом при использовании транспортного продукта с учетом выполнения терминальных операций в пунктах отправления, назначения, пересадок, ожидания поездов, следования в поездах. Рассмотрена целевая функция для перевозчика и владельца инфраструктуры, которая является идентичной для обоих участников перевозок, при этом составляющие инвестиционных затрат и прямых производственных расходов по перевозочной деятельности и доходных поступлений, обеспечивающих безубыточность данной деятельности, различны для каждого участника транспортного обслуживания. Определены соответствующие ограничения для поставленной задачи, обусловленные ресурсами железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Разработаны принципы решения этой многокритериальной задачи путем отыскания группы лучших вариантов направленным перебором альтернатив с последующим выбором результирующего решения методами компромиссного управления. Результаты исследования предназначены для использования в проектах развития пригородного-городского движения в крупных городских агломерациях.
Об авторах
А. Ф. БородинРоссия
Бородин Андрей Федорович, д-р техн. наук, профессор, заведующий отделением, АО «ИЭРТ»; заведующий кафедрой, ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)
Москва, 105066
И. Ф. Мустафин
Россия
Мустафин Ильдар Фавилович, ведущий инженер, АО «ИЭРТ»; аспирант, АО «ВНИИЖТ»
Москва, 105066
К. Ю. Николаев
Россия
Николаев Константин Юрьевич, инженер I-й категории, АО «ИЭРТ»; аспирант, ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)
Москва, 105066
Список литературы
1. Кузнецов А. П., Морчиладзе И. Г., Соколов М. М. Пути решения транспортных проблем мегаполисов. М.: ВИНИТИ РАН, 2011. 228 с.
2. Правдин Н. В., Негрей В. Я. Прогнозирование пассажирских потоков: методика, расчеты, примеры. М.: Транспорт, 1980. 222 с.
3. Кочнев Ф. П. Оптимальные параметры пригородных пассажирских перевозок. М.: Транспорт, 1975. 304 с.
4. Пазойский Ю. О. Оптимизация параметров системы освоения пригородных пассажиропотоков в условиях мегаполиса: дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.08. М.: МИИТ, 2000. 339 с.
5. Пазойский Ю. О., Вакуленко В. П., Колин А. В. Организация пригородных железнодорожных перевозок. М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2015. 272 с.
6. Терзи В. И. Совершенствование организации пригородных железнодорожных перевозок мегаполиса в условиях формирования мультимодальных систем (на примере Новосибирского транспортного узла): дис. … канд. техн. наук: 05.22.01. Новосибирск: СГУПС, 2001. 150 с.
7. Голубев П. В. Выбор параметров пассажирских устройств при организации пригородно-городских перевозок в узле: дис. … канд. техн. наук: 05.22.08. М.: МИИТ, 2005. 223 с.
8. Самарцев П. В. Совершенствование организации перевозок пассажиров в крупных городах Сибири и Дальнего Востока: дис. … канд. техн. наук: 05.22.08. Новосибирск: СГУПС, 2005. 233 с.
9. Кириллова С. Ю., Николаев К. Ю. К определению коэффициентов съема пропускной способности участков железных дорог // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79. № 4. С. 230–238. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-4230-238.
10. О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования [Электронный ресурс]: приказ Минтранса России от 18 июля 2007 г. № 99. URL: https://base.garant.ru/191631 (дата обращения: 14.01.2021 г.).
11. О нумерации поездов для графика движения [Электронный ресурс]: распоряжение ОАО «РЖД» от 5 апреля 2014 г. № 859р. URL: https://base.garant.ru/70638506 (дата обращения: 14.01.2021 г.).
12. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог: утв. ОАО «РЖД» 10 ноября 2010 г. М.: Техинформ, 2011. 289 с.
13. Ржевский С. В. Математическое программирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2019. 608 с. URL: https://e.lanbook.com/book/123692 (дата обращения: 14.01.2021 г.).
14. Михалевич В. С., Волкович В. Л. Вычислительные методы исследования и проектирования сложных систем. М.: Наука, 1982. 288 с.
15. Николаев К. Ю. Выбор полигона и параметров применения технологии «трамвай — поезд» в России // Транспорт Российской Федерации. 2020. Т. 90. № 5. С. 40 – 44.
Рецензия
Для цитирования:
Бородин А.Ф., Мустафин И.Ф., Николаев К.Ю. Принципы определения эффективных параметров организации движения поездов в пригородно-городском сообщении с учетом дифференциации классов транспортного обслуживания. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2021;80(2):108-117. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-108-117
For citation:
Borodin A.F., Mustafin I.F., Nikolaev K.Yu. Principles for determining effective parameters for organizing train traffic in suburban-urban traffic, taking into account the differentiation of service classes. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2021;80(2):108-117. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-108-117