Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Анализ стабильности подуклонки как фактора, определяющего боковой износ рельсов

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-136-140

Полный текст:

Аннотация

Снижение интенсивности бокового износа рельсов по-прежнему остается важной задачей отраслевой науки. В рамках решения этой задачи проводятся исследования влияния на износ рельсов геометрии рельсовой колеи, интенсивности силового взаимодействия колес и рельсов, трибологических характеристик контактирующих поверхностей. В статье основное внимание уделено влиянию на износ геометрии рельсовой колеи, а именно подуклонки рельсов. Сформулировано определение стабильности подуклонки рельсов, позволяющее перейти к оценке этого показателя как по времени, так и по длине участка пути. Оценка стабильности подуклонки по времени проводилась на основе экспериментальных данных, полученных в ходе натурных исследований, проведенных в 2019–2020 гг. на Московской железной дороге. В результате оценки этих данных была построена зависимость изменения средних значений и среднеквадратического отклонения по- дуклонки рельсов на участке от времени. Средние значения и среднеквадратическое отклонение подуклонки на исследуемом участке рассматриваются в данной статье как совокупность параметров, позволяющих дать оценку стабильности подуклонки. Помимо этих параметров, предложено оценивать стабильность подуклонки рельсов по длине участка на основании отвода подуклонки и среднеквадратического отклонения. Оценка стабильности подуклонки рельсов по длине участка проводилась с использованием расчетов, выполненных в программном комплексе «Универсальный механизм». В результате расчетов были получены значения рамных и боковых сил и произведена оценка их максимальных и средних значений на участке. Это позволило ответить на вопрос: как влияет отвод подуклонки рельсов на уровень силового взаимодействия в точке контакта колес и рельсов, а значит, и на интенсивность изнашивания?

Об авторах

Е. А. Сидорова
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
Россия

Сидорова Елена Анатольевна, канд. техн. наук, научный центр «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо—рельс»

Москва, 129626, Россия



Р. М. Куртиков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ))
Россия

Куртиков Роман Михайлович, старший преподаватель, кафедра «Путь и путевое хозяйство»

Москва, 127994, Россия



Список литературы

1. Певзнер В. О., Белоцве това О. Ю., Потапов А. В. Результаты наблюдений по оценке влияния эксплуатационных факторов на боковой износ рельсов // Вестник ВНИИЖТ. 2016. Т. 75. № 4. С. 242 – 247. DOI: http://dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2016-75-4-242-247.

2. Влияние эксплуатационных факторов на уширение колеи и боковой износ рельсов / В. О. Певзнер [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2013. № 1. С. 8 – 11.

3. Жаров И. А., Захаров С. М. Зависимость типа изнашивания колес и рельсов от параметров их контакта и ширины колеи // Вестник ВНИИЖТ. 2010. № 2. С. 46 – 49.

4. Параметры колеи и износ рельсов в кривых / Н. И. Карпущенко [и др.] // Путь и путевое хозяйство. 2007. № 11 (2). C. 7 – 9.

5. Вериго М. Ф. Взаимодействие пути и подвижного состава в кривых малого радиуса и борьба с боковым износом рельсов и гребней колес. М.: ПКТБ ЦП МПС, 1997. 207 с.

6. Zakeri J. A., Fathali M., Roundsari N. B. Effects of rail cant on wheel-rail contact forces in slab tracks // International Journal of Mechanics and Applications. 2011. No. 1 (1). P. 12 – 21.

7. Певзнер В. О., Потапов А. В., Белоцветова О. Ю. Подуклонка рельсов и ее связь с безопасностью движения и боковым износом // Путь и путевое хозяйство. 2018. № 2. С. 30 – 33.

8. Об утверждении и введении в действие Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути [Электронный ресурс]: распоряжение ОАО «РЖД» от 14 ноября 2016 г. № 2288р (ред. от 8 июня 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=692153#049192640458186054 (дата обращения: 13.04.2021 г.).

9. Потапов А. В. Система оценки, контроля и регулирования подуклонки лежащих в пути рельсов // Наука и техника транспорта. 2019. № 1. С. 58 – 62.

10. Куртиков Р. М. Результаты наблюдений по оценке влияния подуклонки рельсов на боковой износ рельсов // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: материалы XVI Междунар. науч.-техн. конф., посвященной памяти проф. Г. М. Шахунянца (Москва, 3 – 4 апреля 2019 г.). М.: РУТ (МИИТ), 2019. С. 266 – 269.

11. Куртиков Р. М. Неравномерность бокового износа и подуклонки рельсов в кривых участках пути // Аспирантские чтения: сб. науч. ст. аспирантов ИПСС РУТ (МИИТ). М.: Перо, 2020. Вып. 3. С. 31 – 33.

12. Потапов А. В., Певзнер В. О., Михайлов В. В. Подуклонка лежащих в пути рельсов (теория и практика). Саратов: Наука, 2009. 101 с.


Для цитирования:


Сидорова Е.А., Куртиков Р.М. Анализ стабильности подуклонки как фактора, определяющего боковой износ рельсов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021;80(3):136-140. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-136-140

For citation:


Sidorova E.A., Kurtikov R.M. Analysis of the canting stability as a factor determining the lateral wear of rails. Journal "Russian Railway Science". 2021;80(3):136-140. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-3-136-140

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)