Компенсация погрешности автомобильных емкостных датчиков уровня топлива при их использовании на специальном самоходном подвижном составе
Аннотация
Потребление дизельного топлива специальным подвижным составом ОАО «РЖД» в год составляет десятки тысяч тонн, и вопрос достоверного учета и контроля его расхода является достаточно актуальным. В настоящее время часть специального самоходного подвижного состава оборудована бортовыми системами измерения расхода топлива, однако на многих единицах данной техники контроль и учет топлива производится в ручном режиме. Массовое внедрение бортовых систем измерения расхода топлива на специальном самоходном подвижном составе сдерживает, с одной стороны, достаточно высокая стоимость топливных датчиков, используемых на локомотивах, с другой — повышенная погрешность относительно недорогих автомобильных емкостных датчиков уровня топлива. В рамках проведенных лабораторных испытаний таких датчиков было определено, что при их работе на топливе одного сорта погрешность соответствует паспортной и находится на уровне 1 %, а при работе на топливе разных сортов без дополнительной повторной калибровки погрешность может достигать 4 % и более. Это во многом связано с упрощенной технологией измерения количества топлива в единицах объема и недостаточной компенсацией изменения плотности дизельного топлива. Для решения указанной проблемы предложена альтернативная штатной технология определения количества топлива с использованием автомобильных емкостных датчиков уровня топлива, при которой задействована однократно полученная в лабораторных условиях зависимость показаний этих датчиков от плотности топлива при стандартной температуре. Предлагаемая технология использования автомобильных емкостных датчиков уровня топлива на специальном самоходном подвижном составе позволит сохранить их относительную приведенную погрешность на уровне 1 % и обеспечит измерение количества топлива в единицах массы.
Об авторе
К. М. ПоповРоссия
Попов Кирилл Михайлович, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник
Москва, 129626
Список литературы
1. Игин В. Н., Захватов А. В., Карянин В. И. Автоматизация контроля расхода топлива // Локомотив. 2015. № 2. С. 13 – 17.
2. Сидорова Е. А., Давыдов А. И. Синтез математической модели для нормирования расхода дизельного топлива на специальном самоходном подвижном составе // Символ науки. 2016. № 6. С. 96 – 99.
3. Якубов М. С., Мухамедова З. Г. Анализ и оценка энергетической эффективности специального самоходного подвижного состава железной дороги // Известия Транссиба. 2018. № 4. С. 60–68.
4. Моделирование и прогнозирование расхода топлива для специального подвижного состава на ВСЖД / А. А. Лемперт [и др.] // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование / Иркутский гос. ун-т путей сообщения (ИрГУПС). 2011. № 3 (31). С. 96–101.
5. Ададуров А. С. Автоматизированная система контроля за работой специального подвижного состава // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2016. № 6. С. 29 – 35.
6. Порецкий Н. Контроль со «Спутника» [Электронный ресурс] // Гудок. 2011. 18 октября. URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=692849 (дата обращения: 02.06.2021 г.).
7. Контрольно-диагностический комплекс «Портал-СПС-01» [Электронный ресурс] // СКБ «Маяк»: [сайт]. 2014. 23 декабря. URL: http://www.skb-m.ru/products/43-kontrolno-diagnosticheskij-kompleks-portal-sps-01.html (дата обращения: 11.06.2021 г.).
8. Медяник М. Под контролем у «САДКО» [Электронный ресурс] // Северная магистраль. 2020. Вып. 062. URL: https://gudok.ru/zdr/179/?ID=1499952 (дата обращения: 11.06.2021 г.).
9. Инструкция по учету дизельного топлива на специальном железнодорожном подвижном составе, оборудованном автоматизированными системами учета топлива [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2014 г. № 2519р // АСПИЖТ (дата обращения: 02.06.2021 г.).
10. Методика нормирования, планирования и проведения анализа использования дизельного топлива на ССПС по данным бортовых систем или скоростемерных лент [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2015 г. № 3060р // АСПИЖТ (дата обращения: 02.06.2021 г.).
11. Методика планирования и нормирования расхода топлива для специального подвижного состава ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 28 декабря 2007 г. № 2464р // АСПИЖТ (дата обращения: 02.06.2021 г.).
12. Мугинштейн Л. А., Молчанов А. И., Попов К. М. Совершенствование системы учета и контроля расхода топлива маневровых тепловозов // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2010. № 1. С. 8 – 18.
13. Попов К. М. Измерение плотности дизельного топлива при учете его расхода // Локомотив. 2013. № 11. С. 35.
14. ГОСТ 18481–81. Ареометры и цилиндры стеклянные. Общие технические условия: межгос. стандарт: дата введения 1983-01-01. М.: Стандартинформ, 2007. 24 с.
15. Инструкция «Методы, средства и порядок измерения количества нефтепродуктов при товарно-учетных операциях в ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 20 августа 2019 г. № 1791р // АСПИЖТ (дата обращения: 02.06.2021 г.).
16. ГОСТ 8.587–2019. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений: межгос. стандарт: введен в действие в качестве нац. стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2019 г. № 1170-ст: дата введения 2020-04-30. М.: Стандартинформ, 2019. 50 с.
Рецензия
Для цитирования:
Попов К.М. Компенсация погрешности автомобильных емкостных датчиков уровня топлива при их использовании на специальном самоходном подвижном составе. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2021;80(4):209-215. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-4-209-215
For citation:
Popov K.M. Compensation of the error of automotive capacitive fuel level sensors when using them on special self-propelled rolling stock. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2021;80(4):209-215. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-4-209-215