Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Оценка долгосрочной перспективности структуры грузовых железнодорожных перевозок

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-4-233-239

Полный текст:

Аннотация

Важнейшим бизнесом отечественной железнодорожной отрасли являются грузовые перевозки, которые решающим образом влияют на финансово‑экономическую устойчивость и эффективность работы российских железных дорог. Успешная деятельность в сфере грузовых железнодорожных перевозок определяется как объемами, так и структурой этих перевозок. В долгосрочной перспективе существует риск сокращения грузовой базы железных дорог в связи с глобальной парадигмой декарбонизации экономики, а также реализации «экономики замкнутого цикла», предполагающей непрерывный цикл переработки материалов с близкой к 100%‑му уровню утилизацией завершившей свой жизненный цикл продукции и использованием соответствующих материалов для производства новых изделий. Сокращение потребления угля, нефти и нефтепродуктов в ходе декарбонизации приведет и к соответствующему сокращению объемов их транспортировки железнодорожным транспортом, а реализация «экономики замкнутого цикла» — к сокращению транспортировки неуглеводородного сырья, также занимающего весомую долю в железнодорожных перевозках. С учетом отмеченных тенденций в статье проведено экспертное категорирование перевозимых железнодорожным транспортом грузов по уровню долгосрочной перспективности. Все грузы разделены на четыре категории: неперспективные, низкоперспективные, перспективные и высокоперспективные. Исходя из предложенного категорирования с использованием ретроспективных данных о породовой погрузке грузов на железнодорожном транспорте выявлено существенное изменение структуры погрузки с точки зрения ее долгосрочной перспективности. Для обобщенной оценки уровня долгосрочной перспективности структуры погрузки предложен новый показатель — индикатор долгосрочной перспективности погрузки. Выполнен его ретроспективный анализ. Результатам анализа дана качественная оценка на основе разработанной шкалы зональных значений этого индикатора. Обоснована необходимость решения задачи своевременного замещения грузов, объемы перевозок которых будут в перспективе снижаться вследствие структурных изменений, грузами, обладающими более высоким уровнем долгосрочной перспективности. Предложена целевая структура погрузки грузов на сети железных дорог и обоснован временной горизонт, на котором желательно ее достижение. Определены направления развития исследований по данной тематике.

Об авторе

Д. А. Мачерет
Акционерное общество «Научно‑исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»); Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ))
Россия

Мачерет Дмитрий Александрович, д‑р экон. наук, профессор, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ»; профессор, ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)

Москва, 129626
Москва, 127994



Список литературы

1. Финансовая отчетность ОАО «РЖД» за 2020 год по РСБУ [Электронный ресурс]. URL: https://company.rzd.ru/ru/9471 (дата обращения: 04.05.2021 г.).

2. Хусаинов Ф. И. Влияние структуры погрузки и грузооборота на доходность грузовых перевозок ОАО «РЖД» // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 3 (76). С. 23 – 32.

3. Хусаинов Ф. И. Анализ доходности грузовых перевозок ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. 2018. № 7. С. 36 – 48.

4. Рышков А. В. Исследование экономической конъюнктуры железнодорожного транспорта (методология, анализ, оценки): дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 333 с.

5. Лапидус Б. М. О вкладе ОАО «РЖД» в формирование ВВП страны и экономических задачах компании в условиях тарифных ограничений // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 1. С. 3–7.

6. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015. № 6. С. 3 – 8.

7. Мачерет Д. А., Валеев Н. А. Перспективы роста экономической эффективности ОАО «РЖД» // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 4 (83). С. 13 – 17.

8. Рышков А. В. Грузовая база магистрального железнодорожного транспорта: сущность и методология анализа // Наука и техника транспорта. 2008. № 3. С. 71 – 82.

9. Лапидус Б. М. Опережающее развитие железнодорожного транспорта — выбор времени // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2018. № 5 – 6. С. 1 – 16.

10. Хусаинов Ф. И., Ожерельева М. В. Перевозки угля и нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом: текущее состояние и перспективы // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 4 (83). С. 22 – 27.

11. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Влияние экологической парадигмы на долгосрочное развитие железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 2016. № 9. С. 12 – 24.

12. BP Energy Outlook 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/energy-outlook/bp-energy-outlook-2020.pdf (дата обращения: 04.05.2021 г.).

13. Marsh P. The New Industrial Revolution. Consumers, Globalization and the End of Mass Production. New Haven, London: Yale University Press, 2012. 320 p.

14. Мачерет Д. А., Измайкова А. В. «Экологический императив» и инновационное развитие транспорта // Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 5 (66). С. 20 – 31.

15. Мачерет Д. А., Кудрявцева А. В. Железные дороги и промышленное развитие // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. № 12. С. 25 – 30.

16. OECD: The Long View: Scenarios for the World Economy to 2060 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/the-long-view_b4f4e03e-en (дата обращения: 04.05.2021 г.).

17. Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2020 г. и приоритетных целевых задачах на 2021 г.: доклад генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2021. № 3. С. 7 – 16.

18. Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 368 с.

19. Мачерет Д. А., Дубровина В. И. О повышении эффективности железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов // Экономика железных дорог. 2011. № 12. С. 22 – 30.

20. Хусаинов Ф. И. Экономическая статистика железнодорожного транспорта: очерки. М.: Наука, 2016. 100 с.

21. Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 04.05.2021 г.).

22. Мачерет Д. А., Дубровина В. И. Методология оценки и пути повышения конкурентоспособности и экономической эффективности железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов // Проблемы железнодорожного транспорта. Задачи и пути их решения: сб. тр. ученых ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. Б. М. Лапидуса, Г. В. Гогричиани. М.: Интекст, 2012. С. 10 – 19.

23. Лукьянова О. В., Хусаинов Ф. И. Перспективы конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта // Бюллетень транспортной информации. 2013. № 11. С. 3 – 14.

24. Лукьянова О. В., Хусаинов Ф. И. О конкуренции автомобильного и железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок // Вектор транспорта. 2014. № 2. С. 28 – 43.

25. Мачерет Д. А. Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. 2015. № 3. С. 12 – 26.

26. Валеев Н. А. Управление эксплуатационными затратами железнодорожных компаний // Экономика железных дорог. 2017. № 2. С. 26 – 36.

27. Global Vision for Railway Development / B.M. Lapidus [et al.]. Paris: UIC, 2019. 52 p.

28. Лапидус Б. М. Будущее транспорта. Мировые тренды с проекцией на Россию: монография. М.: Прометей, 2020. 226 с.

29. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А., Рышков А. В. Методологические основы экономики товародвижения и перспективы сегментации транспортного рынка // Экономика железных дорог. 2020. № 5. С. 12 – 21.


Для цитирования:


Мачерет Д.А. Оценка долгосрочной перспективности структуры грузовых железнодорожных перевозок. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021;80(4):233‑239. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-4-233-239

For citation:


Macheret D.A. Evaluation of long-term prospects of the structure of freight rail transportation. VNIIZHT Scientific Journal. 2021;80(4):233‑239. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-4-233-239

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)