Восстановление поверхности выпускного клапана методом плазменного напыления в сравнении с электродуговым и газопламенным методами
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-5-260-268
Аннотация
В условиях современной экономической нестабильности различных секторов промышленности для народно-хозяйственного комплекса важным является вопрос улучшения технологии ремонта деталей силовых агрегатов, при этом разработка технологических приемов по восстановлению контактных поверхностей деталей должна производиться в условиях предприятий и быть доступной. В статье сравниваются наиболее распространенные методы восстановления поверхности деталей, такие как газопламенное, плазменное напыление и электродуговая наплавка. Изученный опыт различных специалистов, работающих в данном направлении, позволил реализовать эти методы восстановления с применением шихты на основе минерального вольфрамсодержащего концентрата, бора и углерода. Исследован процесс легирования получаемых покрытий, где вольфрам имеет форму триоксида вольфрама (WO3) и вольфрамата кальция (CaWO4). Произведен сравнительный анализ методов восстановления поверхности конуса выпускного клапана дизельного двигателя Д49. Приведены результаты микро- и макроанализа структур полученных покрытий и основного металла восстанавливаемой детали, результаты анализа химического состава, оценка микротвердости и адгезионной прочности сцепления полученных покрытий с поверхностью основного металла. Обоснована перспективность применения методов газотермического восстановления поверхности деталей по отношению к методу электродуговой наплавки. Последующие исследования будут направлены на установку восстановленных деталей в двигатель внутреннего сгорания локомотива, их эксплуатацию в реальных условиях, оценку надежности и долговечности. Исследования в данном направлении позволят улучшить качественные показатели восстановленных поверхностей деталей силовых агрегатов подвижного состава.
Об авторах
Д. И. БалахоновРоссия
Балахонов Денис Игоревич, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспорт железных дорог»
Хабаровск, 680021
И. А . Макаров
Россия
Макаров Иван Александрович, старший преподаватель, кафедра «Транспорт железных дорог»
Хабаровск, 680021
М. В. Яранцев
Россия
Яранцев Максим Владимирович, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспорт железных дорог»
Хабаровск, 680021
Список литературы
1. Сиротенко И. В., Гогричиани Г. В. Проблемы повреждаемости силовых и теплонапряженных узлов тепловозных дизелей. Аналитический обзор // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2017. Т. 76. № 2. С. 101 – 109. DOI: https://dx.doi.org/10.21780/2223-9731-2017-76-2-101-109.
2. Сиротенко И. В., Кос сов Е. Е. К вопросу повышения надежности крышки цилиндра тепловозного дизеля // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79. № 1. С. 39 – 47. DOI 10.21780/2223-9731-2020-79-1-39-47.
3. Волков К. Г., Ипатов А. Г. К обоснованию способа восстановления тарелок клапанов автотракторных двигателей // Развитие инженерного образования и его роль в технической модернизации АПК: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 65-летию подготовки инженеров-механиков Ижевской гос. сельскохоз. академией (Ижевск, 11–13 ноября 2020 г.). Ижевск: Ижевская гос. сельскохоз. академия, 2021. С. 40 – 50.
4. Секретов Р. С., Ка з анников О. В. Восстановление и упрочнение выпускных клапанов ДВС методом электроискрового легирования // Материалы секционных заседаний 59-й студенческой науч.-практ. конф. ТОГУ (Хабаровск, 27 мая 2019 г.): в 2 т. / отв. ред. И. Н. Пугачев. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2019. Т. 1. С. 156 – 159.
5. Восстановления стержней клапанов электролитическим железнением / Ю. П. Гнездилова [и др.] // Региональный вестник. 2017. № 3 (8). С. 26 – 27.
6. Способ получения седел клапанов при восстановлении методом электродуговой наплавки / А. Е. Лебедев [и др.] // Автомобильная промышленность. 2019. № 5. С. 33 – 34.
7. Kim K. K., Ka rpov a I. M. A magnetogasdynamic model of a welding arc // Russian Electrical Engineering. 2016. Vol. 87. No. 1. P. 46 – 50. DOI 10.3103/S1068371216010053.
8. Тойгамба ев С. К. Стенд для ремонта и восстановления деталей двигателей // Научное наследие. 2021. № 59-1 (59). С. 37 – 42. DOI 10.24412/9215-0365-2021-59-1-37-42.
9. Восстановление клапанов двигателей внутреннего сгорания плазменной наплавкой и напылением с модуляцией параметров / О. М. Тимохова [и др.] // Воронежский научно-технический вестник. 2018. Т. 1. № 1 (23). С. 53 – 67.
10. Газотермическое напыление: учеб. пособие / Л. Х. Балдаев [и др.]; под общ. ред. Л. Х. Балдаева. М.: Маркет ДС, 2007. 344 с.
11. Тихонов А. А., Иванов В. В., Бе спалов А. В. Исследование износов и обоснование величины слоя металлопокрытия для восстановления выпускного клапана двигателя ЯМЗ // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: cб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти д-ра техн. наук, проф. Ф. Х. Бурумкулова (Саранск, 24–25 мая 2016 г.) / Институт механики и энергетики; отв. за выпуск А. В. Столяров. Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2016. С. 264 – 268.
12. Веремей Г. А. Обеспечение точности при восстановлении седел клапанов в авторемонтном производстве // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В. Промышленность. Прикладные науки. 2021. № 3. С. 33 – 41.
13. Ворохобин С. В. Восстановление клапанов судовых дизелей // Вестник Морского государственного университета. 2016. № 74. С. 24 – 28.
Рецензия
Для цитирования:
Балахонов Д.И., Макаров И.А., Яранцев М.В. Восстановление поверхности выпускного клапана методом плазменного напыления в сравнении с электродуговым и газопламенным методами. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2021;80(5):260-268. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-5-260-268
For citation:
Balakhonov D.I., Makarov I.A., Yarantsev M.V. Resurfacing the exhaust valve by plasma spraying versus electric arc and gas flame methods. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2021;80(5):260-268. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-5-260-268