Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62
Аннотация
Введение. В настоящее время разработка новых локомотивов ведется с учетом условий эксплуатации с последующим закреплением локомотива на целевом полигоне. Для оценки стоимости жизненного цикла на этапе проектирования производители железнодорожного тягового подвижного состава разрабатывают расчетные эксплуатационные модели работы локомотива с оценкой ключевых показателей. Таким образом, оценка эффективности тягового подвижного состава с проектными характеристиками на целевом полигоне является основной информацией для принятия управленческих решений о закупке локомотивов выбранной серии. Подобная задача поставлена и решается для транспортных средств других видов транспорта с учетом условий эксплуатации, особенностей конструкции и т. д.
Материалы и методы. Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств используются для решения разных задач, однако в ряде случаев удается применить схожие критерии, отличающиеся механизмом расчета и объемом исходных данных, что особенно важно при оценке эффективности мультимодальных перевозок как в грузовом, так и в пассажирском движении. Приведенный в статье критический анализ основных подходов к оценке эффективности создаваемых транспортных средств крупнейших видов транспорта, таких как автомобильный, водный и железнодорожный, позволил сделать вывод о необходимости учета не только коэффициента полезного действия транспортного средства, но и интенсивности его использования.
Результаты. В качестве примера получены количественные оценки предлагаемого критерия эффективности по паспортным характеристикам и с учетом реальных условий эксплуатации. Сравнение результатов моделирования с результатами расчетов по паспортным характеристикам показало значительное влияние условий эксплуатации на величину критерия эффективности.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы являются универсальными и могут быть рекомендованы к применению для оценки эффективности создаваемых транспортных средств различных видов транспорта с учетом характерных особенностей тех или иных типов подвижного состава.
Об авторах
А. Г. СилютаРоссия
Анатолий Геннадьевич СИЛЮТА, канд. техн. наук, заведующий лабораторией «Тепловозы», научный центр «Тяга поездов»
Author ID: 933004
Москва
А. Г. Силюта
Россия
Артур Геннадьевич СИЛЮТА, младший научный сотрудник
Москва
Д. М. Маяков
Россия
Денис Михайлович МАЯКОВ, аспирант, кафедра «Электропоезда и локомотивы»
Author ID: 1096036
Москва
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.02.2021).
2. Алабужев П. М., Алимов О. Д., Шеховцев Б. А. Применение теории подобия и размерностей к выбору параметров автомашин // Известия Томского политехнического института. 1965. № 129. С. 71–84.
3. Мочалин С. М., Заруднев Д. И. Об оценке эффективности автотранспортных средств // Мир транспорта. 2009. № 2. С. 70–73.
4. Долгушин А. А., Воронин Д. М. Методика интегральной оценки эффективности эксплуатации автомобилей // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (24). С. 183–188.
5. Менухова Т. А., Солодкий А. И. Экономическая эффективность эксплуатации автомобиля // Записки Горного института. 2016. № 219. С. 444–448.
6. Кондратьев А. Е. Определение наиболее оптимальных сегментов использования экологически чистых автотранспортных средств в российских городах // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 203–206.
7. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте [Электронный ресурс]: введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (в ред. на 30 сентября 2021 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/902092963 (дата обращения: 23.09.2021).
8. Пеньшин Н. В. Оценка эффективности функционирования автомобильного транспорта // Вопросы современной науки и практики. 2008. № 1 (11). С. 89–98.
9. Абдукаримов И. Т. Факторный анализ и методика цепных подстановок // Актуальные вопросы экономики и управления. 2015. № 2. С. 8–12.
10. Штрек А. А. Современные тенденции и вызовы при проектировании арктических транспортных судов // Российская Арктика. 2019. № 5. С. 30–35.
11. Гусейнов М. Р. Обоснование выбора критериев эффективности транспортных судов // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2010. № 18. С. 89–95.
12. Бурханов С. Б., Кучеренко Л. В. Разработка оптимального варианта транспортного обеспечения добывающих судов охотоморской экспедиции // Научные труды Дальрыбвтуза. 2015. № 34. С. 51–57.
13. Бурханов С. Б., Кучеренко Л. В., Баштовая Е. Д. Оптимизация работы судов танкерного флота при обслуживании рыбопромысловых экспедиций // Научные труды Дальрыбвтуза. 2013. № 30. С. 173–182.
14. Май Ван Куан. Оптимизация характеристик спасательных судов и пополнения спасательного флота Вьетнама // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технологии. 2013. № 2. С. 34–45.
15. Иванченко А. А., Пе тров А. П., Жевлюк Г. Е. Энергетическая эффективность судов и регламентация выбросов парниковых газов // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2015. № 3 (31). С. 103–112.
16. Павловский В. А., Реуцкий А. С. Обоснование характеристик грузовой системы бункеровщиков сжиженного природного газа // Труды Крыловского государственного научного центра. 2018. № 2. С. 191–199.
17. Шурпяк В. К., Гришкин В. В. О конструктивном коэффициенте энергетической эффективности судов ледового плавания // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2013. № 36. С. 191–212.
18. Гильмияров Е. Б., Цветков В. В. Многокритериальный подход к выбору судовой энергетической установки // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2006. № 3. С. 502–513.
19. Инновационные методы оценки эффективности работы тепловозов / Е. Е. Коссов [и др.] // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-техн. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта: в 2 ч. / под ред. А. Б. Косарева, Г. В. Гогричиани. М.: РАС, 2019. Ч. 2. С. 127–134.
20. ГОСТ Р 56828.29–2017. Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности: нац. стандарт Российской Федерации: дата введения 2017-12-01. М.: Стандартинформ, 2017. 19 с.
21. Методика расчета индикатора энергетической эффективности (ИЭЭФ) тепловоза: утв. ОАО «РЖД» 26 декабря 2014 г. № 516 /ОАО «РЖД». М., 2014. 42 с.
22. Кос сова Л. Е., Кос сов Е. Е., Фурман В. В. Индикатор энергетической эффективности транспортного средства // Локомотивы. Транспортно-технологические комплексы. XXI век: сб. материалов V Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 180-летию железных дорог России (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2017 г.) / Петербургский гос. ун-т путей сообщения императора Александра I (ПГУПС). СПб.: ПГУПС, 2017. С. 365–368.
23. Бабел М. Теоретические основы и методология выбора объемов и технологий модернизации тепловозов по критерию стоимости жизненного цикла: дис. … д-ра техн. наук: 05.22.07. М., 2014. 266 с.
Рецензия
Для цитирования:
Силюта А.Г., Силюта А.Г., Маяков Д.М. Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(1):53-62. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62
For citation:
Silyuta A.G., Silyuta A.G., Mayakov D.M. Modern approaches to the efficiency assessing of created vehicles. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(1):53-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62