Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время разработка новых локомотивов ведется с учетом условий эксплуатации с последующим закреплением локомотива на целевом полигоне. Для оценки стоимости жизненного цикла на этапе проектирования производители железнодорожного тягового подвижного состава разрабатывают расчетные эксплуатационные модели работы локомотива с оценкой ключевых показателей. Таким образом, оценка эффективности тягового подвижного состава с проектными характеристиками на целевом полигоне является основной информацией для принятия управленческих решений о закупке локомотивов выбранной серии. Подобная задача поставлена и решается для транспортных средств других видов транспорта с учетом условий эксплуатации, особенностей конструкции и т. д.

Материалы и методы. Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств используются для решения разных задач, однако в ряде случаев удается применить схожие критерии, отличающиеся механизмом расчета и объемом исходных данных, что особенно важно при оценке эффективности мультимодальных перевозок как в грузовом, так и в пассажирском движении. Приведенный в статье критический анализ основных подходов к оценке эффективности создаваемых транспортных средств крупнейших видов транспорта, таких как автомобильный, водный и железнодорожный, позволил сделать вывод о необходимости учета не только коэффициента полезного действия транспортного средства, но и интенсивности его использования.

Результаты. В качестве примера получены количественные оценки предлагаемого критерия эффективности по паспортным характеристикам и с учетом реальных условий эксплуатации. Сравнение результатов моделирования с результатами расчетов по паспортным характеристикам показало значительное влияние условий эксплуатации на величину критерия эффективности.

Обсуждение и заключение. Полученные выводы являются универсальными и могут быть рекомендованы к применению для оценки эффективности создаваемых транспортных средств различных видов транспорта с учетом характерных особенностей тех или иных типов подвижного состава.

Об авторах

А. Г. Силюта
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Анатолий Геннадьевич СИЛЮТА, канд. техн. наук, заведующий лабораторией «Тепловозы», научный центр «Тяга поездов»

Author ID: 933004

Москва



А. Г. Силюта
Научно-исследовательский испытательный центр железнодорожных войск Министерства обороны Российской Федерации (НИИЦ ЖДВ)
Россия

Артур Геннадьевич СИЛЮТА, младший научный сотрудник

Москва



Д. М. Маяков
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Денис Михайлович МАЯКОВ, аспирант, кафедра «Электропоезда и локомотивы»

Author ID: 1096036

Москва



Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.02.2021).

2. Алабужев П. М., Алимов О. Д., Шеховцев Б. А. Применение теории подобия и размерностей к выбору параметров автомашин // Известия Томского политехнического института. 1965. № 129. С. 71–84.

3. Мочалин С. М., Заруднев Д. И. Об оценке эффективности автотранспортных средств // Мир транспорта. 2009. № 2. С. 70–73.

4. Долгушин А. А., Воронин Д. М. Методика интегральной оценки эффективности эксплуатации автомобилей // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (24). С. 183–188.

5. Менухова Т. А., Солодкий А. И. Экономическая эффективность эксплуатации автомобиля // Записки Горного института. 2016. № 219. С. 444–448.

6. Кондратьев А. Е. Определение наиболее оптимальных сегментов использования экологически чистых автотранспортных средств в российских городах // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 203–206.

7. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте [Электронный ресурс]: введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (в ред. на 30 сентября 2021 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/902092963 (дата обращения: 23.09.2021).

8. Пеньшин Н. В. Оценка эффективности функционирования автомобильного транспорта // Вопросы современной науки и практики. 2008. № 1 (11). С. 89–98.

9. Абдукаримов И. Т. Факторный анализ и методика цепных подстановок // Актуальные вопросы экономики и управления. 2015. № 2. С. 8–12.

10. Штрек А. А. Современные тенденции и вызовы при проектировании арктических транспортных судов // Российская Арктика. 2019. № 5. С. 30–35.

11. Гусейнов М. Р. Обоснование выбора критериев эффективности транспортных судов // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2010. № 18. С. 89–95.

12. Бурханов С. Б., Кучеренко Л. В. Разработка оптимального варианта транспортного обеспечения добывающих судов охотоморской экспедиции // Научные труды Дальрыбвтуза. 2015. № 34. С. 51–57.

13. Бурханов С. Б., Кучеренко Л. В., Баштовая Е. Д. Оптимизация работы судов танкерного флота при обслуживании рыбопромысловых экспедиций // Научные труды Дальрыбвтуза. 2013. № 30. С. 173–182.

14. Май Ван Куан. Оптимизация характеристик спасательных судов и пополнения спасательного флота Вьетнама // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технологии. 2013. № 2. С. 34–45.

15. Иванченко А. А., Пе тров А. П., Жевлюк Г. Е. Энергетическая эффективность судов и регламентация выбросов парниковых газов // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2015. № 3 (31). С. 103–112.

16. Павловский В. А., Реуцкий А. С. Обоснование характеристик грузовой системы бункеровщиков сжиженного природного газа // Труды Крыловского государственного научного центра. 2018. № 2. С. 191–199.

17. Шурпяк В. К., Гришкин В. В. О конструктивном коэффициенте энергетической эффективности судов ледового плавания // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2013. № 36. С. 191–212.

18. Гильмияров Е. Б., Цветков В. В. Многокритериальный подход к выбору судовой энергетической установки // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2006. № 3. С. 502–513.

19. Инновационные методы оценки эффективности работы тепловозов / Е. Е. Коссов [и др.] // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-техн. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта: в 2 ч. / под ред. А. Б. Косарева, Г. В. Гогричиани. М.: РАС, 2019. Ч. 2. С. 127–134.

20. ГОСТ Р 56828.29–2017. Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Порядок определения показателей (индикаторов) энергоэффективности: нац. стандарт Российской Федерации: дата введения 2017-12-01. М.: Стандартинформ, 2017. 19 с.

21. Методика расчета индикатора энергетической эффективности (ИЭЭФ) тепловоза: утв. ОАО «РЖД» 26 декабря 2014 г. № 516 /ОАО «РЖД». М., 2014. 42 с.

22. Кос сова Л. Е., Кос сов Е. Е., Фурман В. В. Индикатор энергетической эффективности транспортного средства // Локомотивы. Транспортно-технологические комплексы. XXI век: сб. материалов V Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 180-летию железных дорог России (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2017 г.) / Петербургский гос. ун-т путей сообщения императора Александра I (ПГУПС). СПб.: ПГУПС, 2017. С. 365–368.

23. Бабел М. Теоретические основы и методология выбора объемов и технологий модернизации тепловозов по критерию стоимости жизненного цикла: дис. … д-ра техн. наук: 05.22.07. М., 2014. 266 с.


Рецензия

Для цитирования:


Силюта А.Г., Силюта А.Г., Маяков Д.М. Современные подходы к оценке эффективности создаваемых транспортных средств. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(1):53-62. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62

For citation:


Silyuta A.G., Silyuta A.G., Mayakov D.M. Modern approaches to the efficiency assessing of created vehicles. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(1):53-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-53-62

Просмотров: 342


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)