Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Развитие системы оценки качества выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов: постановка вопроса

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-71-79

Полный текст:

Аннотация

Введение. Применяемая в настоящее время на железнодорожном транспорте России система учета выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов в недостаточной степени учитывает условия удовлетворенности пассажиров качеством предоставляемых услуг. Предлагается рассмотреть целесообразность дополнения существующего метода оценки выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов, основанной на учете своевременности прибытия (отправления, проследования) каждого поезда, с принятием во внимание оценки удовлетворенности пассажиров фактически достигаемым уровнем выполнения расписаний.

Материалы и методы. Для решения поставленного вопроса предлагается понятие «уровень неудовлетворенности пассажиров качеством предоставляемых услуг в части выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов» (или «уровень неудовлетворенности пассажиров качеством выполнения расписаний»). Пассажирские и пригородные поезда при отклонении от расписаний должны иметь оценку согласно используемому понятию в виде весового коэффициента значимости. При определении его численного значения необходимо учитывать количество пассажиров (населенность) поезда, продолжительность опоздания, а также факторы, отражающие цели поездок пассажиров и технологические условия следования поездов.

Результаты. Установлен функционал определения численного значения для опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. В расчете определяется исходное значение, учитывающее населенность поезда и время его опоздания, устанавливается соответствующий коэффициент увеличения уровня неудовлетворенности пассажиров. Определены требования к выполнению исследований, связанных с решением вопросов оценки психологической чувствительности пассажиров к опозданиям поездов. Разработанная постановка задачи развития системы оценки качества выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов может быть положена в основу проведения необходимых исследований по этому вопросу.

Обсуждение и заключение. Решение заявленной проблемы важно как для более полного соблюдения интересов пассажиров при поездках в пассажирских (пригородных) поездах, так и для поддержания и повышения имиджа железнодорожного транспорта и, соответственно, его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг, а также для минимизации потерь в грузовом движении при обеспечении ввода пассажирских и пригородных поездов в график.

Об авторах

М. И. Мехедов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Михаил Иванович МЕХЕДОВ, канд. техн. наук, заместитель генерального директора, директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения» (НЦ «ЦМПЭ»)

AuthorID: 1019989

Москва



Е. А. Сотников
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Евгений Александрович СОТНИКОВ, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник

AuthorID: 493861

Москва



Е. А. Мехедова
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Евгения Александровна МЕХЕДОВА, ведущий технолог, НЦ «ЦМПЭ»

Москва



Список литературы

1. Мехедов М. И., Сотников Е. А., Мехедова Е. А. Оценка влияния выполнения графика движения поездов на качество пассажирских перевозок // Железнодорожный транспорт. 2020. № 8. С. 4–8.

2. Мехедова Е. А. Анализ влияния количества остановок пассажирских и пригородных поездов на выполнение графика их движения // Мир транспорта. 2021. Т. 19, № 1. С. 136–155.

3. Оценка точности пассажирских сообщений // Железные дороги мира. 2017. № 11. С. 28–34.

4. Пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки: удовлетворенность пользователей (2016–2017) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/passazhirskie-i-gruzovye-zheleznodorozhnye-perevozki-udovletvorennost-polzovatelej-2016-2017 (дата обращения: 19.11.2021).

5. Капелюк З. А., Попова Я. В. Качество железнодорожных транспортных услуг как фактор социально-экономического развития страны // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 58–67.

6. Иванова Е. А. Маркетинг качества обслуживания пассажиров // Мир транспорта. 2016. Т. 17, № 2. С. 102–111.

7. Виноградов С. А., Попов К. М. Цифровые технологии повышения энергетической эффективности железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт. 2019. № 7. С. 42–45.

8. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов: сб. тр. ученых ОАО «ВНИИЖТ» / Л. А. Мугинштейн [и др.]. М.: ВМГ-Принт, 2014. 144 с.

9. Обучение машинистов энергосберегающим и безопасным методам управления поездами / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2005. № 9. С. 37–40.

10. A platform for improved performance // Modern Railways. 2017. Vol. 821. no. 2. P. 6–7.

11. Программа повышения качества транспортного обслуживания пассажиров в 2017–2019 годах [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 24 марта 2017 г. № 543р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218604/2c482fb9189d0362f86cd569d382326833a9f443 (дата обращения: 09.11.2021).

12. Типовой технологический процесс технического обслуживания пассажирских вагонов в пути следования и при отправлении поездов со станций формирования и оборота [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 25 марта 2010 г. № 588р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_239303/bbb6c4fd6c1bb92df83fc7cf8f0a61957eac4d3c (дата обращения: 09.11.2021).

13. Altazin E. La replanificaftion en temps réel de l̕exploitation d̕une ligne Transilien // Revue générale des Chemins de fer. 2018. Vol. 284. P. 50–56.

14. Ипа тов В. В., Иванов М. Т., Грошев Г. М. Совершенствование диспетчерского управления // Железнодорожный транспорт. 1999. № 9. С. 56–59.

15. Роменский Д. Ю., Колин А. В. Проблемы и перспективы развития мультимодальных пассажирских перевозок с использованием железнодорожного транспорта // Транспортное дело России. 2018. № 2. С. 104–107.

16. Порядок назначения и отмены поездов всех категорий на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 12 февраля 2016 г. № 264р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252542/a63f7b8dc2dcd1a040cbf781cb949a3f9eaea2a4 (дата обращения: 09.11.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Мехедов М.И., Сотников Е.А., Мехедова Е.А. Развитие системы оценки качества выполнения расписаний пассажирских и пригородных поездов: постановка вопроса. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(1):71-79. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-71-79

For citation:


Mekhedov M.I., Sotnikov E.A., Mekhedova E.A. Development of the quality assessment system of passenger and suburban train traffic: raising an issue. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(1):71-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-71-79

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)