Методические подходы к оценке эффективности функционирования современных конструкций верхнего строения железнодорожного пути
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-80-88
Аннотация
Введение. Статья посвящена методическим подходам к оценке эффективности функционирования современных конструкций верхнего строения железнодорожного пути. Целью работы является разработка методических подходов к оценке эффективности применения материалов верхнего строения пути — рельсов, скреплений, шпал, балласта — в заданных условиях эксплуатации.
Материалы и методы. Представлены разработанные авторами методические подходы к оценке эффективности функционирования современных конструкций верхнего строения железнодорожного пути, базирующиеся на принципах оценки стоимости жизненного цикла сложных технических систем железнодорожного транспорта. Методические подходы позволяют учесть в стоимости жизненного цикла все затраты, связанные с приобретением, владением и утилизацией материалов верхнего строения рассматриваемых участков железнодорожного пути с приведением стоимостных показателей к ценности начального периода путем дисконтирования рассматриваемых экономических показателей.
Результаты. Приведены результаты тестовых расчетов оценки эффективности использования рельсовых скреплений типа ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65Ш, АРС-4, Фоссло W-30 на условном 12-километровом участке железнодорожного бесстыкового пути с рельсами ДТ350 и грузонапряженностью 80 млн т·км брутто / км в год. Наиболее эффективным вариантом конструкции верхнего строения пути признается вариант, имеющий наименьшее значение удельных затрат на 1 т·км брутто, образующихся за весь жизненный цикл функционирования участка железнодорожного пути.
Обсуждение и заключение. Разработанные методические подходы могут быть использованы для оценки, сравнения и выбора наиболее эффективно функционирующих конструкций верхнего строения пути в заданных условиях эксплуатации.
Об авторах
Е. Н. ЕфимоваРоссия
Елена Николаевна ЕФИМОВА, канд. экон. наук, директор научного центра «Экономика комплексных проектов и тарифообразование»
SPIN-код: 7176-0100, AuthorID: 699691
Москва
Н. П. Виногоров
Россия
Николай Павлович ВИНОГОРОВ (1939—2021), канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, научный центр «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо — рельс»,
Москва
А. А. Шиладжян
Россия
Алла Ашотовна ШИЛАДЖЯН, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, научный центр «Рельсы, сварка, транспортное материаловедение»
Москва
В. М. Кошелев
Россия
Владимир Михайлович КОШЕЛЕВ, канд. техн. наук, бизнес-аналитик, научный центр «Экономика комплексных проектов и тарифообразование»
Москва
Д. А. Валов
Россия
Дмитрий Андреевич ВАЛОВ, бизнес-аналитик, научный центр «Экономика комплексных проектов и тарифообразование»
Москва
Н. В. Кузнецова
Россия
Наталья Владимировна КУЗНЕЦОВА, старший преподаватель, кафедра «Транспортное строительство»
SPIN-код: 6276-9288, AuthorID: 1115600
Москва
Список литературы
1. Методика расчета стоимости жизненного цикла 1 км железнодорожного пути с различными типами скреплений в зависимости от условий эксплуатации [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 28 декабря 2018 г. № 2843/р. Доступ из АСПИЖТ.
2. Технико-экономическое обоснование по применению различных конструкций скреплений [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № 2848/р. Доступ из АСПИЖТ.
3. Бель тюков В. П., Третьяков А. А. Использование стоимости жизненного цикла для оптимизации технического обслуживания верхнего строения пути // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. 2015. Вып. 3. С. 42–47.
4. Бель тюков В. П., Андре ев А. В. Особенности определения стоимости жизненного цикла верхнего строения пути на участках с разными условиями эксплуатации // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. 2016. Вып. 3. С. 314–320.
5. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта (основные положения) [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2007 г. № 2459р. URL: https://jd-doc.ru/2007/dekabr-2007/12704-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-27-12-2007-n-2459r (дата обращения: 20.06.2021).
6. СТО РЖД 02.037–2011. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2012 г. № 560р. URL: http://oac.rgotups.ru/misc/files/prof_risk/sto_rzd_.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
7. О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 [Электронный ресурс]: приказ Минтранса России от 9 февраля 2018 г. № 54. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805030055 (дата обращения: 20.06.2021).
8. Нормативы численности работников, занятых на текущем содержании железнодорожного пути [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО РЖД» от 26 декабря 2016 г. № 2667р. Доступ из АСПИЖТ.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова Е.Н., Виногоров Н.П., Шиладжян А.А., Кошелев В.М., Валов Д.А., Кузнецова Н.В. Методические подходы к оценке эффективности функционирования современных конструкций верхнего строения железнодорожного пути. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(1):80-88. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-80-88
For citation:
Efimova E.N., Vinogorov N.P., Shiladzhyan A.A., Koshelev V.M., Valov D.A., Kuznetsova N.V. Methodological approaches to the efficient functioning assessment of the modern upper structure track. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(1):80-88. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-1-80-88