Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Комплексный анализ эффективности использования современного подвижного состава при перевозках массовых грузов

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-170-178

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях идущей опережающими темпами контейнеризации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте становится все более актуальным вопрос поиска новых грузопотоков, пригодных к перевозке в контейнерах или в другой интермодальной транспортной таре на приемлемых условиях для перевозчика и грузоотправителя. Из-за фиксированного размера крупнотоннажного контейнера перевозка в нем не всегда отвечает запросам грузоотправителей по причинам неудовлетворительной грузоподъемности, объема кузова и тарифных условий. В статье исследуется вопрос технико-экономической эффективности использования железнодорожного транспорта при применении различных типов подвижного состава и соответствующих им логистических технологий в рамках поиска новых направлений контейнеризации грузопотоков.

Материалы и методы. На примере перевозок насыпных грузов, слабо подверженных контейнеризации, проведен анализ эффективности использования подвижного состава в зависимости от рода перевозимого насыпного груза (плотности груза). Для сравнения были взяты как распространенные типы подвижного состава (конвенциональный и полувагон с повышенной нагрузкой на ось), так и достаточно редко используемые типы подвижного состава (сочлененный полувагон с повышенной нагрузкой на ось, съемный железнодорожный кузов, контейнеры open top и специализированный bulk-контейнер).

Результаты. Для каждого типа подвижного состава построены графики, показывающие эффективность использования потенциала железнодорожного транспорта, выраженную через объем перевозимого груза на погонный метр вагона и через использование полезного объема самого подвижного состава. Сравнение доказало, с одной стороны, очевидный тезис о лучшей приспособленности полувагонов к перевозкам насыпных грузов, а с другой стороны, показало существенное ухудшение условий перевозки насыпных грузов в крупнотоннажных контейнерах.

Обсуждение и заключение. Использование инновационной системы съемных железнодорожных кузовов демонстрирует средние показатели в общем ранге, что свидетельствует о достаточном потенциале для внедрения данной логистической технологии.

Об авторах

С. П. Вакуленко
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Сергей Петрович ВАКУЛЕНКО,канд. техн. наук, профессор, директор Института управления и цифровых технологий

AuthorID: 284529

127994, г. Москва, ул.  Образцова д. 9, стр. 9



М. В. Роменская
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Мария Владимировна РОМЕНСКАЯассистент, кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»

AuthorID: 1082621

127994, г. Москва, ул.  Образцова д. 9, стр. 9



К. А. Калинин
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Кирилл Антонович КАЛИНИНассистент, кафедра «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы»

AuthorID: 1049224

127994, г. Москва, ул.  Образцова д. 9, стр. 9



К. И. Шведин
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Константин Иванович ШВЕДИН, заместитель директора научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения», начальник отдела

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д.10



Список литературы

1. Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров [Электронный ресурс]: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 405: зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2020 г. № 57861). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003270044?index=8&rangeSize=1 (дата обращения: 14.03.2022).

2. Развитие перевозок грузов в интермодальных транспортных грузовых единицах / С. А. Виноградов [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2022. № 2. С. 7–11.

3. Перспективы использования новых интермодальных транспортных грузовых единиц / А. В. Хомов [и др.] // Наука 1520 ВНИИЖТ: Загляни за горизонт: сб. докл. I Междунар. науч.-практ. конф. (Щербинка, 26–27 августа 2021 г.). М.: АО «ВНИИЖТ», 2021. С. 200–208.

4. Хомов А. В., Дрейбан д Д. В. Предложение использования съемного кузова при организации комбинированных перевозок с участием железнодорожного и внутреннего водного транспорта // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: материалы II Нац. науч.-образоват. конф. (Санкт-Петербург, 21 октября 2021 г.) / Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т. СПб.: СПбГЭУ, 2021. С. 272–281.

5. Хомов А. В. Использование съемного кузова на первой и последней миле // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: материалы I Нац. науч.-образоват. конф. (СанктПетербург, 20 октября 2020 г.) / Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т. СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 139–146.

6. Куренко в П. В., Астафьев А. В., Кизимиров М. В. Внетранспортный эффект контрейлерных перевозок // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2016. № 5. С. 23–29.

7. Куренков П. В., Астафьев А. В., Кизимиров М. В. Экономическая оценка развития регулярного контрейлерного сообщения на территории РФ // Экономика железных дорог. 2016. № 4. С. 60–64.

8. Перевозка крупнотоннажных контейнеров / С. П. Вакуленко [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2021. № 5. С. 14–18.

9. Роменский Д. Ю., Калинин К. А., Астафьев А. В. Логистика интермодальных перевозок крупнотоннажных контейнеров // Логистика: современные тенденции развития: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 8–9 апреля 2021 г.). СПб.: Гос. ун-т морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова, 2021. С. 69–80.

10. Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю., Прокофьев М. Н. Взаимодействие видов транспорта в единой транспортной системе: учеб. пособие / Российский университет транспорта (МИИТ). М.: РУТ (МИИТ), 2021. 121 с.

11. Мирошниченко О. Ф., Огинская А. Е. Методология расчета финансового результата для владельца инфраструктуры от повышения провозной способности направления при перевозках в вагонах повышенной грузоподъемности // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 1. С. 33–40. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-1-33-40.

12. Левин А. Б., Смольянинов А. В., Павлюков А. Э. Разработка технического облика трехосной тележки грузовых вагонов // Инновационный транспорт. 2015. Т. 15, № 1. С. 49–58.

13. Перспективы развития ускоренных грузовых перевозок / С. А. Виноградов [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2021. № 4. С. 10–15.

14. Насыбуллин А. М. Размещение грузовых мест в составе поездов постоянного формирования // Экономика железных дорог. 2021. № 3. С. 67–75.


Рецензия

Для цитирования:


Вакуленко С.П., Роменская М.В., Калинин К.А., Шведин К.И. Комплексный анализ эффективности использования современного подвижного состава при перевозках массовых грузов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(2):170-178. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-170-178

For citation:


Vakulenko S.P., Romenskaya M.V., Kalinin K.A., Shvedin K.I. Comprehensive analysis of the modern rolling stock efficiency in bulk cargo transportation. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(2):170-178. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-170-178

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)