Журналу ВНИИЖТ — 80 лет! Часть II. Победа, послевоенное восстановление и современное развитие
Аннотация
Введение. Каждый состоявшийся научный журнал должен соответствовать запросам читателей и требованиям своего времени. Это, в свою очередь, становится возможным, если журнал непрерывно развивается, выполняя свою главную миссию: увеличение доступных обществу научных знаний, в том числе через организацию содержательного научного дискурса на своих страницах. Целью данной статьи является исследование истории развития журнала ≪Техника железных дорог≫ после Победы в Великой Отечественной войне, когда на первый план вышли задачи послевоенного восстановления хозяйства и интенсивного развития путей сообщения на основе передовых научных знаний. Статья завершается оценкой нынешнего состояния журнала и дальнейших перспектив его развития.
Материалы и методы. В статье использованы исторический, аналитический и логический методы научного познания.
Результаты. Архивные данные журнала ≪Техника железных дорог≫ свидетельствуют о произошедших серьезных изменениях в научной журналистике. Редакция журнала постоянно искала новые способы взаимодействия с читателями, оптимизировала формат издания, уточняла рубрики и др. В конечном счете это нашло выражение в переименовании журнала: с 1956 г. журнал ≪Техника железных дорог≫ стал носить название ≪Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта≫. В значительной мере это было связано с коренными преобразованиями в деятельности издателя —Центрального научно-исследовательского института Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Обсуждение и заключение. Исследование истории ведущего печатного органа железнодорожной науки страны позволило сделать выводы о состоянии науки, о поставленных государством целях и об эпохе в целом.
Данная публикация является заключительной частью статьи, посвященной 80-летию журнала. Часть 1. Военные годы см. в Т. 80, № 6.
Об авторах
А. Б. КосаревРоссия
Александр Борисович КОСАРЕВ, д-р техн. наук, профессор, первый заместитель генерального директора
Author ID: 352781
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
О. Н. Римская
Россия
Ольга Николаевна РИМСКАЯ, канд. экон. наук, доцент, руководитель научно-образовательного комплекса
SPIN-код: 4185-4532
Author ID: 583440
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
И. В. Анохов
Россия
Игорь Васильевич АНОХОВ, канд. экон. наук, доцент, начальник научно-издательского отдела
SPIN: 1444-3259
Author ID: 260787
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
И. В. Сиротенко
Россия
Игорь Васильевич СИРОТЕНКО, канд. техн. наук, научный редактор, научно-издательский отдел
Author ID: 436299
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
Список литературы
1. Хачатуров Т. С. Задачи и перспективы научно-исследовательской работы на железнодорожном транспорте // Техника железных дорог. 1945. № 10–11. С. 1–2.
2. Иванов И. А. О типах верхнего строения пути на послевоенный период // Техника железных дорог. 1948. № 6. С. 1–5.
3. Хачатуров Т. С. 30 лет научно-исследовательских институтов железнодорожного транспорта // Техника железных дорог. 1945. № 7–8. С. 3–8.
4. Задачи научно-исследовательской работы на железнодорожном транспорте // Техника железных дорог. 1946. № 2–3. С. 1–5.
5. Повысить уровень экономической работы на транспорте // Техника железных дорог. 1950. № 6. С. 1–3.
6. О мероприятиях по укреплению и развитию Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта // Техника железных дорог. 1946. № 5–6. С. 27.
7. От редакции // Техника железных дорог. 1946. № 1. С. 1.
8. Праздник советской науки и техники // Техника железных дорог. 1949. № 4. С. 1–3.
9. Повышать уровень работы редакций журналов // Правда. 1951. 18 сентября (№ 261). С. 1.
10. РГА в г. Самаре. Ф. Р-129. Оп 1–6. Д. 402. Л. 1–5.
11. Скаков А. И. Об улучшении профилей рельсов // Техника железных дорог. 1952. № 10. С. 13–15.
12. Золотарский А. Ф., Бромберг Б. М. О влиянии грузонапряженности на выбор рельсов разной мощности // Там же. С. 15–17.
13. Козийчук П. Г. Об улучшении профиля рельса // Техника железных дорог. 1952. № 5. С. 15–18.
14. К вопросу об улучшении профиля рельса // Техника железных дорог. 1952. № 10. С. 17–18.
15. Иванов В. А. Железнодорожную науку — на уровень новых задач // Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 1957. № 4. С. 3–5.
16. Петров А. П. Основные научные проблемы эксплуатации железных дорог СССР и пути их решения // Там же. С. 6–16.
17. Каким читатель желает видеть журнал «Техника железных дорог» // Техника железных дорог. 1950. № 8. С. 31–32.
18. Читательские конференции // Техника железных дорог. 1954. № 4. С. 31.
19. Жилин А. Н. Конференция читателей и авторов журнала «Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта» // Вестник Всесоюзного научноисследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 1958. № 3. С. 60.
20. Консультация // Техника железных дорог. 1950. № 2. С. 33.
21. Консультация // Техника железных дорог. 1950. № 5. С. 30.
22. Протокол заседания редколлегии от 5 марта 1954 г. // РГА в г. Самаре. Ф. Р-129. Оп. 1–6. Д. 560. Л. 1–8.
23. Протокол заседания редколлегии от 20 мая 1954 г. // Там же. Л. 9–11.
24. Протокол заседания редколлегии от 2 июля 1956 г. // РГА в г. Самаре. Ф. Р-129. Оп. 1–6. Д. 670. Л. 1–9.
Рецензия
Для цитирования:
Косарев А.Б., Римская О.Н., Анохов И.В., Сиротенко И.В. Журналу ВНИИЖТ — 80 лет! Часть II. Победа, послевоенное восстановление и современное развитие. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2022;81(2):189-202. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-189-202
For citation:
Kosarev A.B., Rimskaya O.N., Anokhov I.V., Sirotenko I.V. VNIIZhT Scientific Journal celebrates 80th Anniversary! Part II. Victory, post-war recovery and modern development. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2022;81(2):189-202. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2022-81-2-189-202