Необходимость учета внешних факторов при выборе специального транспортного средства для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-18-24
Аннотация
Введение. С вступлением в действие новых правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов изменилась структура грузопотоков в сторону увеличения объемов перевозок в изотермических специальных транспортных средствах. При их выборе грузоотправителю необходимо знать расчетную величину допустимого срока перевозки скоропортящегося пищевого продукта, в течение которого температура последнего не выйдет за границы интервала установленных температурных условий для перевозки и хранения.
Материалы и методы. Для расчета величины допустимого срока перевозки груза используется величина общего коэффициента теплопередачи кузова специального транспортного средства, определяемая по результатам проведения теплотехнических испытаний методами внутреннего обогрева или охлаждения с применением математических зависимостей, позволяющих учесть расчетное изменение коэффициента теплопередачи во время движения в составе
поезда.
Результаты. Выполнен расчет допустимого срока перевозки бутилированного пива в изотермическом специальном транспортном средстве в летний период для допустимых температур хранения скоропортящегося пищевого продукта от 0 до 10 °С в диапазоне средних скоростей движения состава от 0 до 120 км/ч. В соответствии с результатами расчета допустимый срок перевозки при использовании величины коэффициента теплопередачи, полученной по результатам проведения теплотехнических испытаний, составил 69,4 ч, а при расчете по методике с учетом внешних факторов —57,1 ч, т. е. сократился на 12,3 ч, или ориентировочно на 18 %.
Обсуждение и заключение. Допустимый срок перевозки скоропортящегося пищевого продукта в изотермических специальных транспортных средствах зависит от влияния средней скорости движения на маршруте перевозки, инфильтрации в транспортное средство наружного воздуха и солнечной радиации. Во избежание снижения качества продукта или его порчи грузоотправителю необходимо учитывать указанные обстоятельства при выборе параметров специальных транспортных средств.
Об авторах
Т. И. НабатчиковаРоссия
Татьяна Игоревна Набатчикова, аспирант, кафедра «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта»
Author ID: 1035245
127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
А. В. Костин
Россия
Александр Владимирович Костин, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта»
Author ID: 692501
127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
С. Н. Науменко
Россия
Сергей Николаевич Науменко, д-р техн. наук, ученый секретарь
Author ID: 722006
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
Список литературы
1. Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов [Электронный ресурс]: утв. приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. No 66. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326540 (дата обращения: 09.11.2022).
2. Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. No 7. URL: https://docs.cntd.ru/document/553937031?marker=65A0IQ (дата обращения: 09.11.2022)
3. Давыдов Д. О. Оценка обеспечения требуемых температурных условий при перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом // Транспорт: наука, техника, управление. 2022. No 9. С. 15–21.
4. Типовая методика по установлению температурных режимов и предельных сроков перевозки ОАО «РЖД» новых видов скоропортящихся грузов в изотермических транспортных средствах, кроме изотермических цистерн и контейнеров-цистерн, на особых условиях [Электронный ресурс]: утв. вице-президентом ОАО «РЖД» от 4 декабря 2012 г. No 355. Доступ из АСПИЖТ
5. Перспективы развития ускоренных грузовых перевозок /С. А. Виноградов [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2021. No 4. С. 10–15
6. Технология «Холодный экспресс» — основа будущих технологий перевозочного процесса / С. П. Вакуленко [и др.] // Логистический аудит транспорта и цепей поставок: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 28 апреля 2020 г. / отв. ред. С. А. Эртман. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. Т. 1. С. 44–49.
7. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) [Электронный ресурс]. Женева: ООН, 2022. 107 с. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-09/2201321R_pdf_web%20with%20corrections.pdf (дата обращения: 05.11.2022)
8. Набатчикова Т. И., Науменко С. Н., Гусев Г. Б. О влиянии внешних факторов на коэффициент теплопередачи кузова специализированного транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79. No 2. С. 88–92 https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-2-88-92
9. Naumenko S., Nabatchikova T., Gusev G., Polivoda F. Impact of External Conditions on Selecting Special Transport Vehicle for Perishable Cargo Transportation. Transportation Research Procedia. 2021;54:445-454. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.02.094
10. СП 50.13330.2012. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003. М.: ФАУ «ФЦС», 2012. 96 с
11. Бартош Е. Т. Энергетика изотермического подвижного состава. М.: Транспорт, 1976. 304 с.
12. Энергетика и технология хладотранспорта: учеб. Пособие для вузов ж.-д. транспорта / Л. Я. Левенталь [и др.]. М.: Транспорт, 1993. 228 с.
13. Михеев М. А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. 3-е изд., репр. М.: Бастет, 2010. 344 с.
14. Набатчикова Т. И. Экспериментальное исследование влияния скорости движения изотермического транспортного средства на коэффициент теплопередачи // Железная дорога: путь в будущее: сб. материалов I Междунар. науч. конф. аспирантов и молодых ученых, Москва, 28–29 апреля 2022 г. М.: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2022. С. 106–109
15. СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 129-2002. Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав железных дорог. Кабины, салоны, служебные и бытовые помещения. Методики испытаний по показателям систем обеспечения микроклимата: дата введения 2003-06-27. М., 2003. 56 с.
16. Выбор специального транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге / Т. И. Набатчикова [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79, No 6. С. 360–364 https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-6-360-364.
17. СП 41-103-2000. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование тепловой изоляции оборудования и трубопроводов. М.: Госстрой России, 2001. 42 с.
18. Китаев Б. Н. Теплообменные процессы при эксплуатации вагонов. М.: Транспорт, 1984. 184 с.
Рецензия
Для цитирования:
Набатчикова Т.И., Костин А.В., Науменко С.Н. Необходимость учета внешних факторов при выборе специального транспортного средства для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2023;82(1):18-24. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-18-24
For citation:
Nabatcikova T.I., Kostin A.V., Naumenko S.N. Relevance of external factors in choosing a special vehicle for the perishable freight conveyance. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2023;82(1):18-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-18-24