Совершенствование системы воздухоснабжения тепловозных дизелей
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-25-35
Аннотация
Введение. Система воздухоснабжения дизеля предназначена для увеличения подачи воздуха в поршневую часть двигателя, что позволяет повысить его мощность. Система включает агрегат наддува (турбокомпрессор) и охладитель наддувочного воздуха. Поскольку связь их с поршневой частью газовоздушная, это ограничивает диапазон режимов экономичной работы дизеля. В последние годы для повышения топливной эффективности дизеля доводка системы воздухоснабжения велась в направлении повышения коэффициента полезного действия турбокомпрессора и расширения диапазона его экономичной работы. В настоящее время эти резервы исчерпаны. В статье предлагается новое направление повышения топливной эффективности тепловозных дизелей в эксплуатации: управление двумя агрегатами наддува (регистровый наддув) путем последовательного включения каждого для работы дизеля на каждом из двух мощностных режимов — ниже и выше средней мощности.
Материалы и методы. Приведена схема воздухоснабжения дизеля с регистровой системой наддува и дана методика графоаналитического расчета совместной работы агрегатов наддува с поршневой частью двигателя.
Результаты. Обоснованы и выбраны пути повышения топливной экономичности тепловозных дизелей в эксплуатации за счет улучшения характеристик системы воздухоснабжения на режимах ниже средних мощностных. Расчетно-экспериментальным методом получена оценка повышения топливной эффективности тепловоза 2ТЭ25К, оборудованного дизелем с регистровой системой наддува, по сравнению со штатным дизель-генератором 21-26ДГ.
Обсуждение и заключение. Практика создания, исследования и реализации регистровых систем наддува на АО «Коломенский завод» и за рубежом показала, что, несмотря на сложность конструкции, применение таких систем целесообразно, поскольку они обеспечивают существенное увеличение эффективности силовой установки в эксплуатации. Рекомендуется проверить характеристики тепловозного дизеля с предлагаемой регистровой системой воздухоснабжения на стендовом дизель-генераторе с последующей эксплуатационной проверкой на тепловозе.
Об авторах
И. Л. ПоварковРоссия
Игорь Леонидович Поварков, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, научный центр «Тяга поездов»
Author ID: 1080220
129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 10
В. А. Рыжов
Россия
Валерий Александрович Рыжов, д-р техн. наук, руководитель направления по развитию двигателестроения
Author ID: 1015645
140408, Московская область, г. Коломна, ул. Партизан, д. 42
М. Е. Калугин
Россия
Михаил Евгеньевич Калугин, начальник отдела «Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ»
140408, Московская область, г. Коломна, ул. Партизан, д. 42
А. Н. Журавлев
Россия
Андрей Николаевич Журавлев, научный сотрудник, научный центр «Тяга поездов»
Author ID: 1030511
129626 г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10
Список литературы
1. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: справ.-метод. изд. / В. А. Гапанович [и др.]; под ред. В. А. Гапановича. М.: Интехэнерго-Издат, 2014. 304 с.
2. Knelts V. F., Matisen A. B. Design Principles and Specifics of Air Supply Systems Used in the Engines Produced by JSC Kolomensky Zavod. In: Radionov A. A., Gasiyarov V. R. (eds.). Proceedings of the 8th International Conference on Industrial Engineering. ICIE 2022, 16–20 May 2022, Sochi, Russia. Cham: Springer; 2022. P. 248–258. https://doi.org/10.1007/978-3-031-14125-6_25
3. Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания / Д. А. Дехович [и др.]; под ред. М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1973. 296 с.
4. Поварков И. Л., Антюхин Г. Г. Совершенствование систем воздухоснабжения тепловозных дизелей. М.: Интекст, 1999. 190 с.
5. Совершенствование агрегатов наддува тепловозных дизелей типа Д49 / Г. Г. Антюхин [и др.] // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. к 75-летию аспирантуры Научно-исследовательского инта ж.-д. транспорта / под ред. А. Б. Косарева, Г. В. Гогричиани. М.: РАС, 2019. Ч. 2. С. 214–227
6. Шепелев А. В., Шепелев В. А. Эффективность применения охладителей наддувочного воздуха при модернизации дизелей типа Д49 // Двигателестроение. 1999. No 4. С. 35–37
7. Шепелев В. А. Методы улучшения характеристик систем турбонаддува высокофорсированных дизелей магистральных тепловозов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07. М., 2001. 277 с.
8. Рыжов В. А. Совершенствование характеристик форсированных среднеоборотных двигателей двойного назначения средствами топливоподачи и воздухоснабжения: дис. ... д-ра техн. наук: 05.04.02.
9. Ципленкин Г. Е., Иовлев В. И. Улучшение топливной экономичности двигателей за счет оптимизации систем наддува //Двигателестроение. 2014. No 3. С. 16–22
10. ОСТ 32.198–2002. Тепловозы магистральные грузовые. Типовые режимы загрузки: дата введения 2003-04-01. М.: МПС России, 2002. 40 с.
Рецензия
Для цитирования:
Поварков И.Л., Рыжов В.А., Калугин М.Е., Журавлев А.Н. Совершенствование системы воздухоснабжения тепловозных дизелей. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2023;82(1):25-35. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-25-35
For citation:
Povarkov I.I., Ryzhov V.A., Kalugin M.E., Zhuravlev A.N. Improvement of the air supply system for diesel locomotives. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2023;82(1):25-35. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-1-25-35