Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Экспериментальная оценка возможностей теплового аккумулятора с целью использования в масляной системе дизеля маневрового тепловоза

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-40-49

EDN: https://elibrary.ru/smtphq

Аннотация

Введение. Для увеличения времени холодного простоя тепловозов в зимнее время авторы предлагают использовать тепловые аккумуляторы в масляной системе. Цель исследования — оценить возможность использования тепловых аккумуляторов для повышения температуры порции прокачиваемого масла непосредственно перед запуском дизельного двигателя в условиях отрицательных температур окружающей среды.

Материалы и методы. Объект исследования — тепловой аккумулятор, предполагаемый к использованию в составе масляной системы дизеля. Физический эксперимент проведен в лабораторных условиях на уменьшенной копии аккумулятора с дальнейшим масштабированием результатов на основе теории подобия на маневровый тепловоз. Регистрация параметров температуры осуществлялась в режиме реального времени с помощью автоматизированной системы измерения, собранной на базе микроконтроллера. Статистическая обработка результатов экспериментов выполнялась с помощью Microsoft Exсel.

Результаты. Представлены результаты испытаний лабораторного образца теплового аккумулятора для моторного масла. Проведена оценка зависимостей температуры масла внутри теплового аккумулятора и внутри картера дизеля маневрового тепловоза от времени холодного простоя, что доказывает эффективность использования предложенных технических решений.

Обсуждение и заключение. Аккумулирование тепловой энергии рабочих жидкостей дизельного двигателя тепловоза является перспективным методом, повышающим эффективность предпусковой подготовки тепловозов в условиях отрицательных температур. Метод сохранения тепла, использующийся в тепловом аккумуляторе, является универсальным и может быть применен как для масла, так и для охлаждающей жидкости транспортных дизелей. Предполагаемым объектом применения тепловых аккумуляторов является маневровый тепловоз.

Об авторах

А. А. Свечников
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Россия

Александр Александрович СВЕЧНИКОВ, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры тягового подвижного состава,

443066, г. Самара, ул. Свободы, д. 2В.

Author ID: 663061.

 



Ю. К. Мустафаев
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Россия

Юрий Кямалович МУСТАФАЕВ, канд. техн. наук, доцент кафедры механики и инженерной графики,

443066, г. Самара, ул. Свободы, д. 2В.

Author ID: 647668.



И. В. Метальников
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Россия

Илья Владимирович МЕТАЛЬНИКОВ, старший преподаватель, кафедра механики и инженерной графики,

443066, г. Самара, ул. Свободы, д. 2В.

Author ID: 1020476.



Список литературы

1. Чулков А.В., Носков В.О., Логинова Е.С. Влияния режимов работы маневровых тепловозов на расход топлива // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сб. статей XXVII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 25 декабря 2018 г.: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. Ч. 1. С. 72–77. EDN: https://www.elibrary.ru/ysioep.

2. Белоглазов А.К., Носков В.О., Чулков А.В. Влияние температуры окружающей среды на работу системы охлаждения тепловоза и его агрегатов // Известия Транссиба. 2015. №4(24). С. 11–17. EDN: https://elibrary.ru/item.asp?id=25444195.

3. Анисимов А.С., Белоглазова Н.А., Носков В.О. Экспериментальные исследования режимов охлаждения и прогрева водяной системы тепловоза // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы Пятой Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне, 85-летию кафедры “Подвижной состав электрических железных дорог”, 120-летию основания Омского гос. ун-та путей сообщения, Омск, 12 ноября 2020 г. Омск: ОмГУПС, 2020. С. 28–35. EDN: https://www.elibrary.ru/exiwqo.

4. Балабин В.Н. О повышении эффективности прогрева двигателей тепловозов // Железнодорожный транспорт. 2022. №11. С. 31–35. EDN: https://www.elibrary.ru/rsmmaa.

5. Андрончев И. К., Саламатин М.А. Методика адаптации прогрева маневрового тепловоза к условиям изменения наружного воздуха // Железнодорожный транспорт. 2010. №7. С. 58–59. EDN: https://www.elibrary.ru/oyyycb.

6. Овчаренко С.М., Ринг И.С. Перспективы развития технологий прогрева тепловозов в зимний период // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы науч. конф., посвящен. Дню Российской науки, Омск, 8 февраля 2021 г. Омск: ОмГУПС, 2021. С. 77–82. EDN: https://www.elibrary.ru/dzinte.

7. Бакыт Г.Б., Бисенгалиев А.Б., Нажуан М.Н. Система поддержания теплового состояния дизеля тепловоза с помощью электрического подогрева // Молодежь в науке: новые аргументы: VI междунар. молодеж. сб. науч. ст., Липецк, 28 апреля 2020 г. / отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк: Аргумент, 2020. С. 20–23. EDN: https://www.elibrary.ru/qyeiyr.

8. Носырев Д. Я., Чертыковцева Н. В. Применение вторичных источников энергии для повышения эффективности эксплуатации маневровых тепловозов в зимнее время // Вестник транспорта Поволжья. 2009. №3 (19). С. 14–18. EDN: https://www.elibrary.ru/kyxfjx.

9. Кривошеев В. Е., Чепец В.Ю. Методика расчета бака-аккумулятора теплоты для системы автономного подогрева дизеля маневрового тепловоза // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (Вестник РГУПС). 2012. №3 (47). С. 148–151. EDN: https://www.elibrary.ru/pcisxd.

10. Свечников А.А., Крючкова А.А. Тепловой аккумулятор как средство стабилизации температурных режимов наддувочного воздуха и рабочих жидкостей дизеля тепловоза // Вестник транспорта Поволжья. 2019. №1(73). С. 23–28. EDN: https://www.elibrary.ru/inycch.

11. Прогрев тепловозного дизеля с помощью элементов Пельтье / В.В. Молчанов [и др.] // 115 лет железнодорожному образованию в Забайкалье: образование — наука — производство: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Чита, 7–8 декабря 2017 г. Чита: Забайкальский ин-т ж.-д. транспорта — филиал Иркутского ун-та путей сообщения, 2017. Т. 1. С. 87–93. EDN: https://www.elibrary.ru/zmfzla.

12. Сотченков А.В., Истомин В.С. Использование автономного источника на природном газе для прогрева локомотивов // Инновации и инвестиции. 2019. №7. С. 165–166. EDN: https://www.elibrary.ru/igeqzt.

13. Абрамов О.В., Кащенко А.А. Система автоматического запуска и остановки дизеля для тепловозов // Локомотив. 2017. №2 (722). С. 34–35. EDN: https://www.elibrary.ru/xwpwcp.

14. Харькин А.С. Экономический эффект внедрения САЗДТ на маневровом локомотиве // Труды 81-й студенческой научнопрактической конференции РГУПС, Воронеж, 28–29 апреля 2022 г. Воронеж: филиал РГУПС, 2022. Ч. 4. С. 50–55. EDN: https://www.elibrary.ru/ekduen.

15. Svechnikov A.A., Mutayev M.A. The use of phase transition heat accumulators for pre-start preparation of diesel locomotives. AIP Conference Proceedings. 2023;2476(1):020052. https://doi.org/10.1063/5.0103085.

16. Свечников А.А., Метальников И.В. Перспективы совершенствования масляной системы дизелей тепловозов // Наука и образование транспорту. 2018. №1. С. 66–68. EDN: https://www.elibrary.ru/yzafvr.

17. Свечников А.А., Метальников И.В. Исследование интенсивности падения температур рабочих жидкостей дизеля маневрового тепловоза // Транспортная наука и инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф., Самара, 1–2 июня 2023 г. / Самарский гос. ун-т путей сообщения. Самара: СамГУПС, 2023. С. 62–65. EDN: https://www.elibrary.ru/rmblxk.


Рецензия

Для цитирования:


Свечников А.А., Мустафаев Ю.К., Метальников И.В. Экспериментальная оценка возможностей теплового аккумулятора с целью использования в масляной системе дизеля маневрового тепловоза. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(1):40-49. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-40-49. EDN: https://elibrary.ru/smtphq

For citation:


Svechnikov A.A., Mustafaev Yu.K., Metalnikov I.V. Experimental evaluation of thermal accumulator capabilities for use in the oil system of shunter diesel motor. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(1):40-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-1-40-49. EDN: https://elibrary.ru/smtphq

Просмотров: 310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)