Анализ энергетических затрат на выполняемую электровозами маневровую работу
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-319-335
EDN: https://elibrary.ru/ufddsw
Аннотация
Введение. Задачу повышения энергетической эффективности маневровой работы на электрифицированных станциях с научной точки зрения целесообразно решать путем постепенной замены маневровых тепловозов на перспективные контактно-аккумуляторные маневровые электровозы. При обсуждении вопроса об использовании таких локомотивов важно учесть достигнутые в эксплуатации показатели энергозатрат при выполнении маневровой работы магистральными электровозами существующих серий.
Материалы и методы. Использованы статистические методы для анализа данных о расходе электроэнергии из маршрутов машиниста за 2023 г. Выполнена обработка данных от бортовых комплексов регистрации у электровозов, задействованных в маневровой работе, по отдельным рабочим сменам машиниста. Исследовалась связь энергозатрат на выполнение маневровой работы с температурой атмосферного воздуха.
Результаты. Определены особенности расхода электроэнергии при выполнении электровозами маневровой работы, показаны результаты эксплуатации различных серий электровозов в части энергопотребления. Учтен фактор температуры воздуха при нормировании электроэнергии на маневры, предложен порядок расчета нормативного расхода электроэнергии с использованием данных бортовых комплексов регистрации.
Обсуждение и заключение. Полученные в исследовании результаты позволили определить диапазон значений расхода электроэнергии на маневровую работу, выполняемую электровозами в текущих условиях эксплуатации. Отмеченный широкий диапазон нагрузок на маневровой работе должен учитываться при разработке перспективных маневровых электровозов. Актуальность их создания связана в том числе с неполным соответствием характеристик используемых магистральных электровозов особенностям маневровой работы. В части последних важным является обоснованный выбор наиболее подходящей для маневровой работы серии.
Об авторе
К. М. ПоповРоссия
Кирилл Михайлович Попов, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, НЦ «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»,
129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, 10.
AuthorID: 1080218.
Список литературы
1. Контактно-аккумуляторные электровозы для маневровой работы / С. П. Вакуленко [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2023. № 9. С. 37–40. EDN: https://www.elibrary.ru/hrjjxc.
2. Использование контактно-аккумуляторных электровозов для маневровой работы на станциях / Ю. М. Иньков [и др.] // Наука и техника транспорта. 2014. № 4. С. 9–15. EDN: https://www.elibrary.ru/tbdfkb.
3. Особенности проектирования контактно-аккумуляторного маневрового электровоза / П. Г. Колпахчьян [и др.] // Электротехника. 2021. № 10. С. 15–20. EDN: https://www.elibrary.ru/iwzfdo.
4. Штанг А. А., Ярославцев М. В. Контактно-аккумуляторный маневровый электровоз с накопителем энергии на основе литийионных аккумуляторов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2016. № 1. С. 13–16. EDN: https://www.elibrary.ru/vqhaaf.
5. Проблема перевода на электрическую тягу маневровой работы на железнодорожном транспорте / Ю. М. Иньков [и др.] // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2015. № 6. С. 9–14. EDN: https://www.elibrary.ru/twphdx.
6. Забелло М. Л., Баранов А. М. Маневровые локомотивы электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1967. 150 с.
7. Пути снижения расхода топлива в маневровой работе на железнодорожных станциях / В. М. Овчинников [и др.] // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2010. № 2 (21). С. 151–158. EDN: https://www.elibrary.ru/jbkzgk.
8. Сковородников Е. И., Анисимов А. С., Чулков А. В. Разработка методики нормирования расхода дизельного топлива на маневровую работу // Вестник транспорта Поволжья. 2013. № 5 (41). С. 22–38. EDN: https://www.elibrary.ru/rrqrbb.
9. Влияние переходных процессов в силовой установке маневрового тепловоза на расход топлива в эксплуатации / В. В. Грачёв [и др.] // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 1. С. 48–67. EDN: https://www.elibrary.ru/vsvamj.
10. Современная методология технического нормирова ния расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов: [монография] / Л. А. Мугинштейн [и др.]. М.: ВМГПринт, 2014. 144 с. (Труды ВНИИЖТ). EDN: https://www.elibrary.ru/vtzsnn.
11. Оптимизация энергетической эффективности маневровых тепловозов / М. О. Мусабеков [и др.] // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2017. № 1 (100). С. 65–69. EDN: https://www.elibrary.ru/ynuwcd.
12. Деордиев А. Г., Назаров Л. С., Зозулев А. К. Внедряются обоснованные нормы расхода топлива для маневровых тепловозов // Локомотив. 2004. № 2. С. 20–22.
13. Оценка факторов, влияющих на перерабатывающую способность горки / Т. Г. Кузнецова [и др.] // Современные методы и принципы управления перевозочным процессом на транспорте: сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 17–18 мая 2023 г. / под общ. ред. Г. М. Биленко, И. А. Трушиной. М., 2023. С. 202–208. EDN: https://www.elibrary.ru/pixvfe.
14. Маринин С. А. Оценка влияния погодных условий на расход электроэнергии в моторвагонной тяге на примере Горьковской железной дороги // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (Вестник РГУПС). 2023. № 4 (92). С. 193–200. https://doi.org/10.46973/0201–727X_2023_4_193.
Рецензия
Для цитирования:
Попов К.М. Анализ энергетических затрат на выполняемую электровозами маневровую работу. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(4):319-335. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-319-335. EDN: https://elibrary.ru/ufddsw
For citation:
Popov K.M. Analysis of energy costs for shunting operations performed by electric locomotives. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(4):319-335. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-319-335. EDN: https://elibrary.ru/ufddsw