О подходах к обоснованию целесообразности изменения геометрии трассы со сложным планом железнодорожных линий
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-1-60-71
EDN: qoajpo
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены проблемы обеспечения надежной работы верхнего строения железнодорожного пути в кривых малого радиуса на примере наиболее грузонапряженных участков Транссибирской магистрали. Основной целью является разработка методики проведения сравнительного анализа участков, находящихся в разных условиях эксплуатации по критериям плана железнодорожной линии и длины участка. Это позволит оценивать целесообразность изменения плана железнодорожной линии криволинейных участков. В исследовании были использованы параметры: показатели выхода остродефектных рельсов, наличие ограничений скорости 15 и 25 км/ч, затраты времени на ремонт и текущее содержание пути за период эксплуатации от последнего капитального ремонта железнодорожного пути.
Материалы и методы. Использованы результаты анализа показателей изъятия из эксплуатации остродефектных рельсов, выдачи ограничений скорости, а также фактического предоставления «окон» для ремонта и текущего содержания путевой инфраструктуры на участках с различными условиями эксплуатации за истекший период жизненного цикла железнодорожного пути. Исходные данные для исследования получены из автоматизированных информационных систем ОАО «РЖД».
Результаты. Проведенным исследованием установлена зависимость факторов, негативно влияющих на эксплуатационную работу участка железнодорожной линии, от параметров плана железнодорожного пути. Полученные данные сравнительного анализа показали значительное превышение объемов работ по ремонту и текущему содержанию пути, выхода остродефектных рельсов и наличия лимитирующих ограничений скорости на участке, рассматриваемом для изменения плана железнодорожной линии, по сравнению с участком, аналогичным выбранному варианту проекта спрямления.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в качестве одного из разделов технико-экономического обоснования целесообразности изменения геометрии трассы участков с неблагоприятными эксплуатационными условиями, связанными с параметрами плана железнодорожной линии.
Ключевые слова
Об авторах
М. И. МехедовРоссия
Мехедов Михаил Иванович - канд. техн. наук, первый заместитель генерального директора, ВНИИЖТ.
129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10, стр. 1
Author ID 1019989
В. А. Антонец
Россия
Антонец Владимир Александрович - аспирант, начальник Забайкальской ЖД — филиала ОАО «РЖД».
672000, Чита, Ленинградская, д.34
В. А. Устинов
Россия
Устинов Владимир Александрович - аспирант, технический эксперт НЦ «ЦМПЭ», ВНИИЖТ.
129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10, стр. 1
Author ID 1141173
В. Г. Федулин
Россия
Федулин Вячеслав Геннадьевич - аспирант, технический эксперт НЦ «ЦМПЭ», ВНИИЖТ.
129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10, стр. 1
Author ID 1141172
Список литературы
1. Хобта А.В. Изыскательские и проектные работы для Транссибирской магистрали (1880-е–1910-е гг.). Тверь: ТФП, 2017. 400 с.
2. Иванова М.А., Маслова Е.Н., Токмаков В.С. Первые изыскания и экспедиционные исследования при проектировании и строительстве Амурской железной дороги в 1893–1911 годы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5–2 (80). С. 18–23. EDN: https://elibrary.ru/takbxt.
3. Быков Ю.А., Васильев А.Б., Гавриленков А.А., Фадеева В.А. Оптимизация топологии Забайкальской железной дороги // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. №3. С. 55–62. EDN: https://elibrary.ru/zizpgp.
4. Едигарян А.Р. Основы методологии формирования генеральной схемы этапной реконструкции геометрии трассы существующего железнодорожного направления / А.Р. Едигарян, С.М. Гончарук, А.И. Нератов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. №3(39). С. 294–299. EDN: https://elibrary.ru/rchogx.
5. Едигарян А.Р., Оголец А.А. Варианты ликвидации кривых малого радиуса на перегоне Ерофей Павлович — Большая Омутная Забайкальской железной дороги // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2016. Вып. 4. С. 411–415. EDN: https://elibrary.ru/xeexyv.
6. Едигарян А.Р., Нератов А.И., Гончарук С.М., Васильев А.Б. Разработка генеральной схемы реконструкции геометрии трассы на примере Шилкинской и Сковородинской дистанций пути Забайкальской железной дороги. // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. Вып. 1. С. 21–36. EDN: https://elibrary.ru/tcwtgv.
7. Быков Ю.А., Васильев А.Б., Целихов Е.О., Едигарян А.Р. Технико-экономическая эффективность улучшения трассы особогрузонапряженных магистралей // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч.тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2019. Вып. 7. С. 34–41. EDN: https://elibrary.ru/ppfovz.
8. Ушакова М.В., Линейцев В.Ю. Спрямление трассы железной дороги на перегоне Сохондо–Лесная // Транссиб на острие реформ: сб. науч. тр. Чита: Изд-во ЗабИЖТ, 2016. Том 1. С. 121–125. EDN: https://elibrary.ru/wwbftp.
9. Целихов Е.О., Кожевников В.В. Экономическая эффективность спрямления трассы железнодорожной линии // Сборник научных статей аспирантов РУТ (МИИТ). Том Вып. 4. Под общей редакцией Т.В. Шепитько. Москва, 2021. С. 281–288. EDN: https://elibrary.ru/naqqqc.
10. Линейцев В.Ю. Спрямление трассы железной дороги, как эффективная мера по увеличению ее пропускной и провозной способности. // Транссиб: на острие реформ: сб. науч. тр., 06–07 октября 2016 года. Чита: Изд-во ЗабИЖТ, 2016. Том 1. С. 82–86. EDN: https://elibrary.ru/wwbfrh.
Рецензия
Для цитирования:
Мехедов М.И., Антонец В.А., Устинов В.А., Федулин В.Г. О подходах к обоснованию целесообразности изменения геометрии трассы со сложным планом железнодорожных линий. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2025;84(1):60-71. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-1-60-71. EDN: qoajpo
For citation:
Mekhedov M.I., Antonets V.A., Ustinov V.A., Fedulin V.G. Approaches to substantiating the expediency of changing routing geometry with a complex plan of railway lines. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2025;84(1):60-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-1-60-71. EDN: qoajpo