Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Расчет показателей дублируемости маршрутной сети на полигоне транспортного обслуживания пассажиров

EDN: qyogfn

Аннотация

Введение. Современные транспортные системы региональных (пригородных) перевозок пассажиров сталкиваются с проблемой избыточного дублирования маршрутов между железнодорожным и автомобильным транспортом, что приводит к нерациональному использованию ресурсов, росту эксплуатационных затрат и снижению качества обслуживания населения. Актуальность исследования показателей дублируемости маршрутной сети обусловлена необходимостью оптимизации транспортной инфраструктуры, минимизации пересечений маршрутов и повышения эффективности распределения пассажиропотоков. При этом дублируемость маршрутов не является исключительно негативным явлением, так как в определенных случаях способствует повышению транспортной доступности и гибкости передвижения пассажиров.

Материалы и методы. Разработана методика расчета показателей дублируемости маршрутной сети железнодорожного и автомобильного транспорта на полигоне транспортного обслуживания пассажиров районного подчинения. Использованы статистические данные Белорусской железной дороги по объему и структуре перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом по видам сообщений, а также количество отправленных пассажиров со станций по маршрутам курсирования; данные от операторов автомобильных перевозок пассажиров и автомобильных перевозчиков по маршрутам и рейсам, относящимся к анализируемому полигону. Для оценки дублируемости маршрутов перевозки пассажиров ключевыми показателями выбраны коэффициент пересечения маршрутов, показатель конкуренции провозных возможностей и эффективность распределения пассажиропотоков.

Результаты. Анализ дублируемости маршрутной сети на полигоне выявил высокий уровень пересечения маршрутов железнодорожного и автомобильного транспорта на участках Минск — Осиповичи и Осиповичи — Гродзянка. Интегральный показатель дублируемости варьируется от 0,01 до 1,04 и от 0,55 до 5,52 соответственно, указывая на различную степень конкуренции и взаимодополнения видов транспорта. Предложены оптимизационные меры по сокращению частоты движения железнодорожных маршрутов с перераспределением пассажиропотоков на автомобильный транспорт, что снижает эксплуатационные затраты и повышает эффективность распределения ресурсов.

Обсуждение и заключение. Разработка комплексного подхода к расчету дублируемости маршрутной сети на региональном уровне не только оптимизирует использование инфраструктуры, но и способствует устойчивому развитию транспортных систем, что соответствует целям повышения доступности и эффективности пассажирских перевозок.

Об авторе

М. А. Килочицкая
Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ)
Беларусь

Марина Анатольевна Килочицкая, младший научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Управление перевозочным процессом»

AuthorID: 1228032

246653, г. Гомель, ул. Кирова, д. 34



Список литературы

1. Енин Д. В. Подходы к определению уровня дублирования маршрутов регулярных перевозок // Мир транспорта. 2021. Т. 19, № 1 (92). С. 210–228. https://www.elibrary.ru/fgywzx.

2. Касаткина Е. В., Вавилова Д. Д. Анализ данных системы городского общественного транспорта для решения проблемы дублируемости маршрутов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2022. № 1. С. 66–78. EDN: https://www.elibrary.ru/oxcmqo.

3. Мельников М. С., Соболев Д. Ю. Обзор российского опыта по организации планирования развития городской маршрутной сети // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 415–430. EDN: https://www.elibrary.ru/rxxdgf.

4. Dixit M., Cats O., Brands T., van Oort N., Hoogendoorn S. Perception of overlap in multi-modal urban transit route choice. Transportmetrica A: Transport Science. 2023;19(2):2005180. https://doi.org/10.1080/23249935.2021.2005180.

5. Bie Y., Tang R., Wang L. Bus Scheduling of Overlapping Routes With Multi-Vehicle Types Based on Passenger OD Data. IEEE Access. 2020;(8):1406–1415. https://doi.org/10.1109/access.2019.2961930.

6. Suzuki Y., Hino S., Kanno T., Amemiya D. A study on the possibility of a BUS route network with connections based on an analysis of the ef f iciency of the bus route network and resistance of bus users to transfer. Research in Transportation Economics. 2023;102:101357. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2023.101357.

7. Bast H., Delling D., Goldberg A., Muller-Hannemann M., Pajor T., Sanders P., Wagner D., Werneck R. Route Planning in Transportation Networks. In: Algorithm Engineering. Lecture Notes in Computer Science. 2016;9220:19–80. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-49487-6_2.

8. Georgiadis G., Papaioannou P., Politis I. Rail and road public transport: Cooperation or coexistence? Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020;5:100122. https://doi.org/10.1016/j.trip.2020.100122.

9. Ерофеев А. А., Килочицкая М. А. Комплексное транспортное обслуживание пассажиров // Железнодорожный транспорт. 2024. № 10. С. 40–44. EDN: https://www.elibrary.ru/aotpam.

10. Килочицкая М. А. Разработка системы планирования комплексного транспортного обслуживания пассажиров // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: наука и транспорт. 2024. № 2 (49). С. 63–66. EDN: https://elibrary.ru/lnisir.


Рецензия

Для цитирования:


Килочицкая М.А. Расчет показателей дублируемости маршрутной сети на полигоне транспортного обслуживания пассажиров. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2025;84(2):127-139. EDN: qyogfn

For citation:


Kilochitskaya M.A. Calculation of duplication indicators of the route network at the passenger transportation range. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2025;84(2):127-139. (In Russ.) EDN: qyogfn

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)