Первый выпуск научно-технического журнала «Вестник ВНИИЖТ» вышел в свет 25 августа 1942 г. Его первоначальное название – «Техника железных дорог» – сохранялось вплоть до 1956 года.
Появление журнала в суровое военное время свидетельствовало об исключительно важном значении, которое государство придавало развитию железнодорожного транспорта. Именно благодаря железным дорогам, связавшим между собой главные экономические районы страны, в которые были эвакуированы крупные производственные предприятия, сохранилась целостность всего народнохозяйственного комплекса, и было обеспечено непрерывное снабжение армии техникой и вооружением.
Свое нынешнее название «Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта» («Вестник ВНИИЖТ») журнал получил в середине 1956 г., когда с появлением новых специализированных изданий для транспорта и промышленности он сосредоточил свое основное внимание на освещении научных проблем отрасли.
У истоков журнала стояли крупнейшие ученые железнодорожного транспорта: член-корреспондент Академии наук Т.С. Хачатуров, академик С.П. Сыромятников. В последующие годы деятельность журнала направляли, активно работая в редакционной коллегии, такие ученые как А.В. Сломянский, Н.И. Белоконь, А.Ф. Золотарский, Б.Н. Тихменев, Н.Ф. Пенкин, А.П. Петров, Э.Д. Фельдман, М.И. Вахнин, Н.П. Щапов, А.Т. Дерибас, Н.А. Воробьев, В.Ф. Барабошин, Т.А. Тибилов, А.А. Долматов, А.Л. Лисицын, Н.А. Буше.
Традиционно редакционную коллегию журнала (а в дальнейшем - и редакционный совет) возглавляли директора института: генерал-директор тяги первого ранга В.В. Курочкин, И.А. Иванов, А.Д. Каретников, Б.Д. Никифоров, позднее А.Л. Лисицын, И.С. Беседин, Б.М. Лапидус.
В непростых современных экономических условиях журнал сумел остаться востребованным научным изданием, на страницах которого сегодня отражаются важнейшие направления развития железнодорожного транспорта.
Это наглядно представлено обширной тематикой публикаций, включающей такие приоритетные направления научных исследований, как обеспечение безопасности движения и надежности инфраструктуры железнодорожного транспорта, развитие скоростного и высокоскоростного движения, создание подвижного состава нового поколения и модернизация существующего, развитие тяжеловесного движения, контейнерные и интермодальные перевозки, поиск и применение альтернативных источников энергии, энерго- и ресурсосбережение, информационно-управляющие технологии организации перевозочного процесса, спутниковые и геоинформационные технологии, повышение экологичности железнодорожного транспорта, разработка конкурентной тарифной политики, а также многие другие, отражающие инновационные преобразования в отрасли.
Авторский состав журнала включает не только отечественных, но и зарубежных ученых и специалистов из стран СНГ и Балтии, ближнего и дальнего зарубежья.
На протяжении всего периода своего существования журнал старается идти в ногу со временем, не отставать от стремительно развивающегося технического прогресса и учитывать тенденции отражения научной мысли в мировом пространстве научно-технической информации.
Редакция журнала «Вестник ВНИИЖТ» выражает свою благодарность всем его авторам, рецензентам, научным консультантам за многолетнюю совместную плодотворную деятельность, которая, уверены, и в дальнейшем поможет наполнить журнал свежими творческими идеями и передовым опытом.
Предлагаем ученым и специалистам научных, проектных институтов, вузов, работникам отраслевых и промышленных предприятий полнее использовать возможности нашего издания, как для обсуждения на страницах журнала актуальных проблем развития железнодорожного транспорта, так и по информированию отечественного и зарубежного читателя о законченных научных исследованиях, конструкторских разработках, патентах и изобретениях.