Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экспериментальное исследование собственных частот и форм колебаний рельса

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-154-160

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрена проблема оценки устойчивости бесстыкового пути при его температурном удлинении и предложен способ данной оценки путем сравнения действительной температуры закрепления рельсовой плети с нормативной. Приведен метод определения действительной температуры закрепления рельса, заключающийся в измерении его температуры и частот собственных колебаний с последующим анализом зависимости частоты собственных колебаний головки рельса в поперечном направлении от величины продольного усилия, приложенного к рельсу. Описывается методика проведенных испытаний на стенде и участке бесстыкового пути Озерской ветки Московской железной дороги. Суть методики заключается в определении значений собственных колебаний рельса с помощью различных средств измерений (тензорезисторов, вибропреобразователей, шумомера) при разных значениях продольного усилия, приложенного к нему. Собственные колебания возбуждались путем удара по головке рельса в поперечном направлении. Проведен сравнительный анализ форм и частот собственных колебаний головки рельса по результатам испытаний в стендовых и полигонных условиях. Было установлено, что наиболее близкая сходимость частот собственных колебаний головки рельса в поперечном направлении, полученных в процессе испытаний в полигонных и стендовых условиях, соответствует первой форме колебаний. В ходе стендовых испытаний определена зависимость частоты первой формы собственных колебаний головки рельса в поперечном направлении от величины продольного усилия, приложенного к рельсу. По итогам сравнительного анализа результатов измерений собственных частот колебаний рельса установлена возможность применения для их регистрации шумомера и аналогичных средств измерений. Также приведен расчет действительной температуры закрепления рельса на примере участка бесстыкового пути Озерской ветки Московской железной дороги и установлено ее соответствие нормативной для данного региона.

Об авторах

С. В. Чунин
Акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»)
Россия

Чунин Сергей Владимирович, заведующий лабораторией

Коломна, 140402



В. И. Шабуневич
Акционерное общество «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»)
Россия

Шабуневич Виктор Иванович, канд. техн. наук, ведущий инженер

Коломна, 140402



А. Н. Савоськин
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ))
Россия

Савоськин Анатолий Николаевич, д-р техн. наук, профессор, кафедра «Электропоезда и локомотивы»

Москва, 127994



Список литературы

1. Суслов О. А. Функциональная безопасность эксплуатации бесстыкового пути: дис. … д-ра техн. наук: 05.22.06. М., 2017. 241 с.

2. Об утверждении и вводе в действие «Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути» [Электронный ресурс]: распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2012 № 2788р. URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=548337#04342784852332904 (дата обращения: 02.03.2020 г.).

3. Виногоров Н. П., Савин А. В. Определение напряженного состояния плетей // Путь и путевое хозяйство. 2001. № 4. С. 16 ‒ 20.

4. Киш А., Самаведам Дж. Измерение продольных сил в рельсовых плетях // Железные дороги мира. 1989. № 5. С. 58 ‒ 62.

5. Морозов С. И. О диагностике устойчивости бесстыкового пути // Вестник ВНИИЖТ. 1986. № 6. С. 51 ‒ 54.

6. Савин А. В. Напряженное состояние рельсовой плети и методы его определения: дис. … канд. техн. наук: 05.22.06. М., 2002. 160 с.

7. Wayside System for In-Situ Measurement of Rail Neutral Temperature by Nonlinear Ultrasonic Guided Waves / С. Nucera [et al.] // Proc. of the ASME. Rail Transportation Division Fall Technical Conference. USA, 2012. 5 p.

8. ГОСТ Р 51685–2013. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия. М., 2014. 19 с.

9. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.


Для цитирования:


Чунин С.В., Шабуневич В.И., Савоськин А.Н. Экспериментальное исследование собственных частот и форм колебаний рельса. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020;79(3):154-160. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-154-160

For citation:


Chunin S.V., Shabunevich V.I., Savos’kin A.N. Experimental study of natural frequencies and forms of the rail oscillations. VNIIZHT Scientific Journal. 2020;79(3):154-160. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-154-160

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)