Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Применение европейского опыта при замене гидрофторуглеродов в климатических установках на отечественном железнодорожном транспорте

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-118-123

Полный текст:

Аннотация

Принятие Россией Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, поставило перед потребителями искусственного холода, в том числе и перед железнодорожным транспортом, очень непростую задачу — поиск приемлемой альтернативы выводимому из употребления хладону R134a и смесей на его основе. Учитывая, что на рынке отсутствуют равнозначные альтернативы этим веществам, предложено рассмотреть вопрос о применении широко известных и ранее используемых в климатической технике рабочих тел, опираясь на положительный опыт стран Европейского союза (ЕС). В статье выполнен анализ причин введенных запретов на использование гидрофторуглеродов, представлены механизм разрешенного законом применения в ЕС безопасных для человека и природы хладагентов и вариант дорожной карты по переводу климатических установок холдинга «РЖД» на хладон R22 и иные типы фторуглеродов в рамках действия Кигалийской поправки.

Об авторах

И. М. Мазурин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет "МЭИ"» (ФГБОУ ВО «НИУ "МЭИ"»)
Россия

Мазурин Игорь Михайлович, д-р техн. наук, профессор, кафедра теоретических основ теплотехники

Москва, 111250



С. Н. Науменко
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
Россия

Науменко Сергей Николаевич, д-р техн. наук, начальник отдела Центра электрификации и теплоэнергетики

Москва, 129626



Список литературы

1. Состояние и перспективы развития систем кондиционирования воздуха [Электронный ресурс]. URL: https://www.unep.org/ozonaction (дата обращения: 10.03.2021 г.).

2. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2537р. М., 2016. 76 с. URL: http://www.rzd-expo.ru/innovation/resource_saving/energeticheskay_efektivnost/enstrat2030.pdf (дата обращения: 10.03.2021 г.).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 10.03.2021 г.).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 10.03.2021 г.).

5. Науменко С. Н., Белова Н. В., Савельев К. О. Решение энергоэкологических проблем в сфере железнодорожной холодильной техники // Железнодорожный транспорт. 2012. № 3. С. 46–48.

6. Браун Т. Л, Лемей Г. Ю. Химия — в центре наук. В 2-х ч. Ч. 1 / пер. с англ. Е. Л. Розенберга. М.: Мир, 1983. 448 с.

7. Научные приоритеты использования альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте / А. Б. Косарев [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79. № 5. С. 293–300. https://doi.org/10/21780/2223-9731-2020-79-5-293-300.

8. Мизун Ю. Г. Озонные дыры: мифы и реальность. М.: Мысль, 1993. 285 с.

9. Киселев И. Г., Кудрин М. Ю., Приймин В. П. О выборе хладагента для климатических установок пассажирского подвижного состава // Известия ПГУПС. 2014. № 3. С. 85 – 90.

10. О фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента (ЕС) № 842/2006 [Электронный ресурс]: Регламент (ЕС) от 16 апреля 2014 г. № 517/2014. URL: http://www.ozoneprogram.ru/upload/files/r/regulation_517_2014_rus.pdf (дата обращения: 10.03.2021 г.).

11. Герасимов Р. Л., Мазурин И. М. Термическая стабильность R218 (C3F8) и R31-10 (C4F10) при температурном воздействии // Теплофизика высоких температур. 2015. Т. 53. № 6. С. 957.

12. Озонобезопасные альтернативы и заменители. Пропелленты, хладагенты, вспениватели, растворители, огнегасящие средства / В. Г. Барабанов [и др.]. СПб.: Химиздат, 2003. 304 с.


Для цитирования:


Мазурин И.М., Науменко С.Н. Применение европейского опыта при замене гидрофторуглеродов в климатических установках на отечественном железнодорожном транспорте. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2021;80(2):118-123. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-118-123

For citation:


Mazurin I.M., Naumenko S.N. European experience application in replacing hydrofluorocarbons in air conditioning units in domestic railway transport. Journal "Russian Railway Science". 2021;80(2):118-123. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2021-80-2-118-123

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)