Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Оценка возможности использования окологабаритного пространства для железнодорожных мостов

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-312-318

EDN: https://elibrary.ru/jqrztg

Аннотация

Введение. Наиболее популярные конструктивные решения мостовых переходов на железных дорогах представляют собой или балочные конструкции с достаточно большой высотой поперечного сечения, которое расположено ниже уровня приложения поездной нагрузки, или фермы, высота которых зависит от длины пролетного строения и чаще всего существенно превышает высоту железнодорожного габарита. Поэтому перспективным и актуальным является разработка конструктивных решений, которые позволили бы использовать пространство непосредственно вокруг транспортного габарита и не увеличивать высоту поперечного сечения снизу или сверху от плоскости приложения динамической нагрузки. Поскольку подвижная нагрузка от экипажа является знакопеременной и высокоциклической, то потребуется контролировать сжимающие и растягивающие напряжения вверху и внизу поперечного сечения пролетного строения. Цель работы — обоснование возможности использования геометрического пространства, непосредственно примыкающего к габариту транспортных средств, при разработке поперечного профиля пролетного строения искусственного сооружения.

Материалы и методы. Напряженно-деформированное состояние балочного пролетного строения определялось путем анализа изгибающих моментов и экстремальных нормальных напряжений, зная которые можно выбрать армирование железобетона или геометрические характеристики стальной балки. В качестве критериев оценки предлагается использовать нормальное напряжение, которое может быть как сжимающим, так и растягивающим, в зависимости от местоположения колесных пар на линиях влияния.

Результаты. Проведен анализ существующих подходов к оценке включения элементов поперечного сечения балочной конструкции, расположенных выше плоскости приложения нагрузки от колесных пар (например, бортов балластного корыта). Получены графические зависимости для момента инерции поперечного сечения с различными геометрическими параметрами, который фактически представляет собой целевую функцию, позволяющую увязать геометрические размеры балочного пролета вдоль и поперек движения экипажа с главными напряжениями и определить оптимальное положение поверхности приложения нагрузки относительно верха и низа поперечного сечения.

Обсуждение и заключение. Предлагаемый подход может быть использован как для открытых двутавровых сечений, так и для коробчатых с бортами, которые в настоящее время активно применяются при проектировании мостовых переходов для высокоскоростных железнодорожных магистралей. Существенный эффект может быть достигнут за счет увеличения бортов пролетного строения и расположения нижней полки коробчатой части поперечного сечения. В условиях многоуровневых развязок при одинаковых размерах пролета предлагаемые конструктивные решения позволят уменьшить расстояние между уровнями приложения подвижной нагрузки.

Об авторах

А. А. Локтев
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Алексей Алексеевич Локтев, д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное строительство»,

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

AuthorID: 16528.



И. В. Шишкина
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)
Россия

Ирина Викторовна Шишкина, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортное строительство»,

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

AuthorID: 1040652.



Список литературы

1. Влияние высокочастотного нагружения на структуру малоуглеродистой стали / Е. А. Гридасова [и др.] // Наука и техника транспорта. 2017. № 2. С. 82–91. EDN: https://www.elibrary.ru/ysphyv.

2. Loktev A., Korolev V., Shishkina I., Illarionova L., Loktev D., Gridasova E. Perspective Constructions of Bridge Crossings on Transport Lines. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020;1116:209-218. https://doi.org/10.1007/978-3-030-37919-3_20.

3. Ланис А. Л., Разуваев Д. А., Ломов П. О. Сопряжение подходных насыпей с мостами и путепроводами // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2016. № 2 (48). С. 110–120. EDN: https://www.elibrary.ru/vtnxnz.

4. Поляков В. Ю. Синтез оптимальных пролетных строений для высокоскоростной магистрали // Строительная механика и расчет сооружений. 2016. № 3 (266). С. 35–42. EDN: https://www.elibrary.ru/vzycph.

5. Baragetti S. Notch Corrosion Fatigue Behavior of Ti-6Al-4V. Materials. 2014;7(6):4349-4366. https://doi.org/10.3390/ma7064349.

6. Ivanchenko I. I. Method of calculating plates subjected to an inertial load moving at a variable speed. Mechanics of Solids. 2022;57(8):2111-2122. https://doi.org/10.3103/s0025654422080167.

7. Иванченко И. И. Динамика транспортных сооружений. Высокоскоростные подвижные, сейсмические и ударные нагрузки. М., 2011. 574 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnxtxp.

8. Matsumoto N., Asanuma K. Some experiences on track-bridge interaction in Japan. In: Calcada R., Delgado R., Campos A. et al. (eds) Track-Bridge Interaction on High-Speed Railways. London: CRC Press; 2008. p. 80–97. https://doi.org/10.1201/9780203895399.

9. Fryba L. Dynamic of railway bridges. Praha: Academia; 1996. 330 p.

10. Chen Y. H., Li C. Y. Dynamic response of elevated high-speed railway. Journal of Bridge Engineering (ASCE). 2000;5(2):124-130. https://doi.org/10.1061/(ASCE)1084-0702(2000)5:2(124).

11. Иванченко И. И. Метод расчета стержневых систем на взаимодействие с инерционной нагрузкой при переменной скорости движения // Строительная механика и расчет сооружений. 2023. № 4 (309). С. 2–14. https://doi.org/10.37538/0039-2383.2023.4.2.14.

12. Loktev A. A. Dynamic contact of a spherical indenter and a prestressed orthotropic Uflyand-Mindlin plate. Acta Mechanica. 2011;222(1-2):17-25. https://doi.org/10.1007/s00707-011-0517-8.

13. Иванченко И. И. Метод расчета пластин на взаимодействие с инерционной нагрузкой при переменной скорости движения // Прикладная математика и механика. 2022. Т. 86, № 5. С. 695–709. https://doi.org/10.31857/S0032823522050101.

14. Egorov S. B., Kapitanov A. V., Loktev D. A. Modern methods and technological solutions for effective processing of gear wheels. Materials Science Forum. 2016;870:397-403. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/MSF.870.397.

15. Перспективные конструкции мостовых переходов на транспортных магистралях / А. А. Локтев [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2018. Т. 77, № 6. С. 331–336. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-6-331-336.

16. Egorov S., Kapitanov A., Loktev D. Turbine Blades Profile and Surface Roughness Measurement. In: Radionov A., ed. International Conference on Industrial Engineering, ICIE, 16–19 May 2017, St. Petersburg. St. Petersburg; 2017. p. 1476–1481. (Procedia Engineering; Vol. 206). https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.10.664.

17. Локтев А. А., Королев В. В., Шишкина И. В. Особенности оценки состояния и поведения низководных мостов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2021. Т. 80, № 6. С. 334–342. https://doi.org/10.21780/22239731-2021-80-6-334-342.

18. Особенности работы пролетного строения мостового перехода при смещении оси рельсошпальной решетки / В. В. Королев [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2020. Т. 79, № 3. С. 127–138. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-127-138.

19. Инновационные средства обеспечения управляемости технологических процессов / Д. А. Локтев [и др.] // Инновации. 2016. № 8 (214). С. 113–119. EDN: https://www.elibrary.ru/ypowqq.


Рецензия

Для цитирования:


Локтев А.А., Шишкина И.В. Оценка возможности использования окологабаритного пространства для железнодорожных мостов. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(4):312-318. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-312-318. EDN: https://elibrary.ru/jqrztg

For citation:


Loktev A.A., Shishkina I.V. Feasibility of using circumferential space for railway bridges. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(4):312-318. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-312-318. EDN: https://elibrary.ru/jqrztg

Просмотров: 4782


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)