Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Эффективное использование и разработка колесообрабатывающих станков для нужд локомотивного комплекса

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-348-361

EDN: https://elibrary.ru/umyxdr

Аннотация

Введение. Целью работы является формулировка рекомендаций по уменьшению времени обточки колесных пар локомотивов путем анализа конструкций станков, эффективности использования в сервисных локомотивных депо существующих типов колесотокарных и колесофрезерных станков отечественного и зарубежного производства. Наблюдаемый рост интенсивности движения и объемов перевозок по железным дорогам России требует обеспечения надежности и повышения эксплуатационных характеристик локомотивов. Колесная пара является одним из наиболее металлоемких и ответственных элементов ходовой части. Взаимодействие колеса и рельса вызывает комплекс физико-механических явлений, приводящих к интенсивным термомеханическим повреждениям поверхности катания бандажа — подрезу гребня, прокату, ползунам. Для устранения дефектов на поверхности катания требуется обточка колесной пары на станках режущим инструментом до получения требуемого исходного профиля — процесс, связанный с повышенными затратами времени. Поэтому важной задачей является минимизация издержек при обточке, что требует использования последних технологических решений, реализованных в новом станочном оборудовании, включая импортируемое.

Материалы и методы. Анализируются особенности развития мирового станкостроения и его влияние на рынок станкостроительной техники в России. Рассматриваются типы, модели, сравнительные характеристики, опыт эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов с применением колесотокарных и колесофрезерных станков 96 сервисными локомотивными депо в 13 филиалах ООО «ЛокоТех-Сервис».

Результаты. Исследован парк колесообточных станков (типы, конструкция, состояние), рассчитана загрузка станков, рассмотрены аналоги зарубежного производства. На основе потребности сервисных локомотивных депо в переоснащении и данных о рынке колесообточного оборудования предложен мобильный колесотокарный станок с числовым программным управлением с профильной конструкцией.

Обсуждение и заключение. Определены узкие места эксплуатации станочного парка и приведены данные по его устареванию и подбору аналогов от иностранного производителя. Отечественные станки более адаптированы к специфике российских условий эксплуатации, зарубежные модели имеют преимущества в системах числового программного управления. Для устранения проблемы узких мест в обточке колесных пар предложены мероприятия по конструкторско-технологическим направлениям, обучению персонала, организации производства.

Об авторах

Р. Х. Рафиков
Инновационный инжиниринговый центр
Россия

Рафик Хайдарович Рафиков, канд. техн. наук, начальник отдела транспортного машиностроения,

121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5.

AuthorID: 792534.



А. С. Шинкарук
Федеральная пассажирская компания (ФПК)
Россия

Андрей Сергеевич Шинкарук, канд. техн. наук, главный ревизор по безопасности движения,

107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34.

AuthorID:1209386.



Е. И. Елисейкин
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ); Инновационный инжиниринговый центр
Россия

Евгений Игоревич Елисейкин, аспирант; руководитель проектов транспортного машиностроения,

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10;   

121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 5.

AuthorID: 1147151.



Список литературы

1. Бисерикан М. И., Иванова Ю. А., Иванов В. В. Совершенствование технологии обточки колес подвижного состава с усталостными дефектами // Омский научный вестник. 2012. № 2 (110). С. 120–125. EDN: https://elibrary.ru/pbgnhr.

2. Корольков Е. П., Коржин С. Н., Козлов М. П. Семь аргументов за переточку и внедрение колес с криволинейным профилем // Наука и техника транспорта. 2018. № 3. С. 29–33. EDN: https://elibrary.ru/uyrhvu.

3. Влияние структуры и механических характеристик колесных сталей на изнашивание и режимы восстановления профиля колесных пар: монография / В. С. Кушнер и др.; под ред. И. А. Иванова, В. С. Кушнера; Минобрнауки России, ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 224 с. EDN: https://www.elibrary.ru/vcbhmv.

4. Тютин В. И. Шаблоны для измерения геометрических параметров колес // Локомотив. 1998. № 9. С. 29–30.

5. Афанасьев А. А. Промышленная политика России по достижению технологического суверенитета: теоретико-методологические основы и практические аспекты. М.: Первое экономическое издательство, 2023. 204 с. EDN: https://elibrary.ru/cytkcm.

6. Афанасьев А. А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. 2022. № 2. C. 179–194. https://doi.org/10.18334/eo.12.2.114858.

7. Формирование научно обоснованных требований к инновационному подвижному составу в части надежности / О. Н. Назаров [и др.] // Техника железных дорог. 2018. № 3. С. 40–48. EDN: https://elibrary.ru/xvviyp.

8. Лакин И. И., Пустовой И. В. Как повысить коэффициент технической готовности локомотивов // Локомотив. 2016. № 11. С. 26–27. EDN: https://elibrary.ru/wwyoyd.

9. Филимонов С. В. Оптимальная обточка бандажей как способ повышения их ресурса // Вестник МИИТа. 2003. № 9. С. 79–82.

10. Воротилкин А. В. Повышение эффективности локомотивного и вагонного хозяйств // Железнодорожный транспорт. 2011. № 2. С. 24–27. EDN: https://elibrary.ru/nuefhz.

11. Куликовский М. Ю., Шапошников А. М. Разработка конструкции мобильного станка с ЧПУ для обточки бандажей (колес) колесных пар // Семьдесят третья Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием, Ярославль, 20 апреля 2020 г.: сб. материалов конф.: в 2 ч. Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2020. Ч. 2. С. 159–163. EDN: https://www.elibrary.ru/phccjj.

12. Богданов А. Ф., Иванов И. А., Терехов П. М. Восстановление профиля поверхности катания колесных пар без выкатки // Бюллетень результатов научных исследований / ПГУПС. 2014. № 1 (10). С. 58–68. EDN: https://elibrary.ru/sevted.

13. Куликовский М. Ю., Петрова Д.П., Шапошников А.М. Мобильный станок для обточки бандажей (колес) колесных пар // История и перспективы развития транспорта на севере России. 2020. № 1. С. 82–86. EDN: https://www.elibrary.ru/gokyko.

14. Мобильный колесотокарный станок с ЧПУ для последовательной обточки колесных пар локомотивов / М. Ю. Куликовский [и др.] // Семьдесят четвертая Всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием, Ярославль, 21 апреля 2021 г.: сб. материалов конф.: в 2 ч. Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2021. Ч. 2. С. 48–52. EDN: https://www.elibrary.ru/boswmh.


Рецензия

Для цитирования:


Рафиков Р.Х., Шинкарук А.С., Елисейкин Е.И. Эффективное использование и разработка колесообрабатывающих станков для нужд локомотивного комплекса. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2024;83(4):348-361. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-348-361. EDN: https://elibrary.ru/umyxdr

For citation:


Rafikov R.H., Shinkaruk A.S., Eliseykin E.I. Efficient use and development of wheel-working machines for the locomotive facility needs. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2024;83(4):348-361. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2024-83-4-348-361. EDN: https://elibrary.ru/umyxdr

Просмотров: 201


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)