Preview

Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Анализ возможности сходов колес с рельсов из-за вкатывания на остряк

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-3-169-178

EDN: https://elibrary.ru/lxbikh

Аннотация

Введение. Проведенные специалистами АО «ВНИИЖТ» в 2018–2019 гг. на железных дорогах страны исследования состояния колес грузовых вагонов в эксплуатации включали оценку формы износа их рабочих поверхностей. При этом были выявлены колеса с изношенными гребнями, имеющими неблагоприятную форму. В сочетании с другими факторами такие формы износа могут представлять угрозу безопасности движения, в частности, возможно вкатывание колес на остряк стрелочного перевода при движении по стрелке. На безопасное прохождение по стрелочному переводу грузового вагона влияет толщина гребней колес и их форма, характеризующаяся углом наклона образующей гребня.
Материалы и методы. Исследования проведены на основе данных о фактической геометрии колесных пар и рабочих поверхностей рельсовых элементов стрелочных переводов. Обмеры геометрических параметров стрелочных переводов и поверхности катания колес грузовых вагонов на сети Российских железных дорог выполнялись с использованием лазерного профилометра.
Результаты. Выполнен анализ условий вкатывания колес на остряк стрелочного перевода при движении по стрелке. Определена расчетная схема для оценки возможности схода колеса с рельса из-за вкатывания колеса на остряк. Математические расчеты, проведенные на основании многообразия значений геометрических параметров колесных пар и стрелочных переводов из эксплуатации, позволили проанализировать варианты их неблагоприятных сочетаний и показали, что величину предельно допустимого угла наклона гребней колес грузовых вагонов следует нормировать.
Обсуждение и заключение. Результаты проведенных динамико-прочностных испытаний и математических расчетов показали, что на безопасное прохождение по стрелочному переводу грузового вагона влияет наличие колес с гребнями, имеющими угол наклона, стремящийся к 90°, и остроконечный накат вблизи его вершины. Показана взаимная зависимость геометрических параметров в системе «колесная пара — рельсовая колея» на стрелочных переводах. Даны предложения по нормированию предельного положения наклона гребней колес грузовых вагонов для обеспечения безопасности прохода колесными парами стрелочных переводов.

Об авторах

Б. Э. Глюзберг
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Борис Эйнихович ГЛЮЗБЕРГ, д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник института, научный центр «Инфраструктура»
129626, г. Москва, ул. 3‑я Мытищинская, д. 10, стр. 1
Author ID: 298472



Е. А. Тимакова
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Елена Андреевна ТИМАКОВА, канд. техн. наук, руководитель группы «Колесные пары и буксовый узел»
129626, г. Москва, ул. 3‑я Мытищинская, д. 10, стр. 1
Author ID: 1080576



Г. Р. Юргельс
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Россия

Глеб Романович ЮРГЕЛЬС, аспирант, инженер группы «Колесные пары и буксовый узел»
129626, г. Москва, ул. 3‑я Мытищинская, д. 10, стр. 1



Список литературы

1. Ермоленко И. Ю. Анализ критериев устойчивости коле­са на рельсе применяемых при расследованиях схода подвижного состава // Молодая наука Сибири. 2018. № 1. URL: http://mnv.irgups.ru/toma/11-2018 (дата обращения: 05.10.2018). EDN: https://www.elibrary.ru/mzbkwl.

2. Глюзберг Б. Э. Влияние параметров гребней вагонных колес на безопасность движения по стрелочным переводам // Вестник Науч­но-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2018. Т. 77, № 2. С. 67–76. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2018-77-2-67-76. EDN: https://www.elibrary.ru/xmgddn.

3. Путря Н. Н., Крысанов Л. Г., Тейтель А. М., Глюзберг Б. Э. и др. Стрелочные переводы // Перспективы развития техники пу­тевого хозяйства. М.: Транспорт, 1976. С. 111–120.

4. Крысанов Л. Г. Эксплуатационные характеристики колесных пар грузовых вагонов // Железнодорожный транспорт. 1970. № 2. С. 58–62.

5. Елсаков Н. Н., Радыгин Ю. Н. Стрелочные переводы колеи 1520 мм // Путь и путевое хозяйство. 1977. № 5. С. 15–17.

6. Каменский В. Б., Федулов В. Ф., Глюзберг Б. Э. Новая ин­струкция // Путь и путевое хозяйство. 1998. № 4. С. 22–30.

7. Желнин Г. Г. Особенности установления допускаемых ско­ростей на стрелочных переводах // Решение задач взаимодействия подвижного состава и пути реального очертания. М.: Транспорт, 1985. С. 34–38.

8. Глюзберг Б. Э., Титаренко М. И., Тимакова Е. А., Савчен­ ко А. А., Кузнецов С. В., Калачев А. М. Динамическое воздействие вагонов, имеющих колесные пары с тонкими гребнями, на стре­лочные переводы // Вестник Научно-исследовательского институ­ та железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79, № 4. С. 202–208. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-4-202-208. EDN: https://www.elibrary.ru/aprxey.

9. Ромен Ю. С., Глюзберг Б. Э., Тимакова Е. А., Быков В. А. Осо­ бенности математического моделирования динамических процессов прохождения вагоном стрелочного перевода // Вестник Научно-ис­ следовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2020. Т. 79, № 3. С. 119–126. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2020-79-3-119-126. EDN: https://www.elibrary.ru/hkjvrw.

10. Горякина О. В., Мартыненко Л. В., Тимакова Е. А., Фофо­ нова А. И., Шахова Н. И. Оценка работы комплекса технических измерений и применение инновационных технологий на Вос­ точно-Сибирской железной дороге // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. № 2(62). С. 119–127. https://doi.org/10.26731/1813-9108.2019.2(62).119-127. EDN: https://www.elibrary.ru/oerznz.


Рецензия

Для цитирования:


Глюзберг Б.Э., Тимакова Е.А., Юргельс Г.Р. Анализ возможности сходов колес с рельсов из-за вкатывания на остряк. Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВЕСТНИК ВНИИЖТ). 2025;84(3):169-178. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-3-169-178. EDN: https://elibrary.ru/lxbikh

For citation:


Glyuzberg B.E., Timakova E.А., Yurgels G.R. Analysis of possible wheel derailments from rolling onto contact tongue. RUSSIAN RAILWAY SCIENCE JOURNAL. 2025;84(3):169-178. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2025-84-3-169-178. EDN: https://elibrary.ru/lxbikh

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)
ISSN 2713-2560 (Online)