Изложены основные положения методики, применяемой на железных дорогах Российской Федерации и странах СНГ для контроля требований к прочности несущих конструкций локомотивов и моторвагонного подвижного состава и допуска данных типов подвижного состава к эксплуатации. Для обеспечения характеристик сопротивления усталости несущих элементов тягового подвижного состава реализован подход, не допускающий при штатной эксплуатации появления в конструкции циклических напряжений с амплитудами, превышающими предел выносливости. В статье изложены требования к прочности для данных типов подвижного состава, перечислены показатели прочности, указаны методы их определения, описаны динамико-прочностные испытания.
Одним из лимитирующих факторов при повышении скоростей движения поездов на железнодорожном транспорте является качество токосъема. С ростом скоростей движения увеличиваются динамические нагрузки на токоприемник со стороны подвижного состава и повышается аэродинамическое воздействие, что приводит к увеличению разброса величины контактного нажатия, появлению отрывов полоза токоприемника от контактного провода, дугообразованию в контакте и повышенному износу контактных элементов. Перспективным направлением в решении этого вопроса является применение систем автоматического регулирования, позволяющих стабилизировать величину контактного нажатия. В статье рассмотрены особенности современных систем автоматического регулирования нажатия токоприемников, указаны их основные недостатки. Предложена новая схема автоматического регулирования нажатия токоприемника, отличающаяся повышенным быстродействием. Описана математическая модель токоприемника и приведены результаты расчета параметров быстродействующей системы регулирования, показывающие возможность ее применения с целью снижения разброса величины контактного нажатия токоприемника и повышения качества токосъема при высоких скоростях движения.
Наличие в рабочем парке грузовых вагоновплатформ с базой свыше 10 м, а также практическая невозможность симметричного размещения на открытом подвижном составе грузов с массой, соответствующей номинальной грузоподъемности, требует корректировки действующих нормативов несимметричной погрузки грузов. С этой целью предлагается применить комплексную методику определения допускаемых параметров несимметричного размещения грузов, основанную на сочетании критериев прочности несущих элементов вагонов, обеспечения нормативного уровня показателей динамических качеств и устойчивости движения груженого вагона. Приведен пример определения допускаемых параметров совместного поперечного и продольного смещения общего центра тяжести вагона, загруженного до номинальной грузоподъемности.
Рассмотрена методика вычисления длительно допустимых токов, основанная на более строгом учете законов теплопередачи и экспериментальных исследованиях условий нагрева и охлаждения фасонных (контактных) и витых проводов. Приведены формулы вычисления площади фасонных и витых проводов. Даны уточнения по определению коэффициента теплоотдачи при продольном и поперечном направлении ветра, а также при условиях образования гололеда. Предложен способ учета влияния солнечной радиации на дополнительный нагрев проводов с более строгим соблюдением законов теплопередачи.
В качестве критерия оценки эффективности автономного транспортного средства предлагается произведение коэффициента полезного действия на производительность. Критерий пригоден для оценки транспортного средства как при проектировании, так и в процессе эксплуатации. Предлагаемый критерий позволяет сравнивать эффективность различных видов транспорта, а также оценивать ее изменение с ростом технического прогресса.
Приведен анализ существующих погрешностей измерения, влияющих на точность определения коэффициента теплопередачи кузова изотермического вагона. По результатам проведения теплотехнических испытаний выполнено сравнение полученных значений коэффициента теплопередачи испытанных вагонов по методу равновесного режима и экспресс-методу. Приведены экспериментальные данные и результаты расчетов значения коэффициента теплопередачи. Результат расчета абсолютной погрешности проведенных испытаний по экспресс-методу показал возможность использования полученных данных в практических целях.
Представлены результаты испытаний электровоза двойного питания 2ЭВ120 по показателю внешнего шума при его работе в стационарном режиме и движении с нормируемой скоростью. В ходе проведения экспериментальных исследований были выявлены превышения нормативных требований п. 4.14 ГОСТ Р 55364–2012 к уровню звука внешнего шума от электровоза в отдельных точках измерения; был разработан комплекс организационно-технических мероприятий, реализация которых позволила снизить уровень звука внешнего шума от электровоза до нормативных требований указанного стандарта. С целью увеличения нормативного запаса по уровню звука внешнего шума для электровозов двойного питания предлагается усилить звукоизолирующую способность тонкостенной обшивки кузова локомотива за счет установки двустенной звукоизолирующей конструкции со звукопоглощающим материалом внутри нее. Предложены мероприятия, направленные на снижение структурной составляющей внешнего шума электровоза.
Рассмотрены вопросы прочностных свойств минеральных материалов, применяемых в конструкции железнодорожного пути. В ходе эксплуатации происходит постепенное изменение, деградация свойств минеральных материалов при засорении порового пространства щебеночной призмы мелкой фракцией, нефтепродуктами и растительными остатками. Изменяются демпфирующие свойства щебеночного балласта и бетонного основания в безбалластной конструкции пути. Автором проведены расчеты коэффициентов демпфирования щебня и определены их значения для спектральной плотности нагружающей силы, возникающей при взаимодействии колесных пар с верхним и нижним строениями пути. Выбраны материалы в качестве подшпальных демпферов и стабилизаторов границы раздела «щебень — песок», обеспечивающие минимальные напряжения на грунты под железнодорожным полотном и снижающие просадки пути.
Новый метод предназначен для выявления несплошностей и их оценки по диаграммам амплитуда — расстояние — диаметр безэталонным способом с возможностью определения типа несплошности двухчастотным методом дефектометрии при ручном ультразвуковом контроле одноканальным ультразвуковым дефектоскопом. Разработанный метод наиболее актуален при контроле литых деталей подвижного состава железных дорог, так как в отливках равновероятно могут встречаться как объемные (поры, раковины, неметаллические включения и др.), так и плоскостные несплошности (трещины различного происхождения; флокены; ликвации, приводящие к нарушению сплошности и др.). Удобство работы оператора-диагноста обеспечивается с помощью авторского программного продукта NDTRT-25.
ISSN 2713-2560 (Online)